Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры (И.Я. Лернер) можно понимать как совокупность:
· системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;
· опыта осуществления известных для человека способов деятельности;
· опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;
· опыта ценностного отношения к миру.
Знания, усвоенная информация помогают человеку сориентироваться в окружающем мире. Усвоенные способы деятельности, умения обеспечивают воспроизведение человеком окружающего мира. Опыт творческой деятельности также самостоятелен по своему содержанию. Он предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новый и др. Индивид, не усвоивший опыта творческой деятельности, не способен вмешаться в творческое преобразование действительности. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. Поскольку человек ничего не делает без потребностей и мотивов, без соответствия дела системе ценностей, то относительно независимой составляющей содержания образования оказывается опыт эмоционально-ценностного отношения обучающегося к тому, что он познает или преобразовывает. Эта составляющая определяет направленность действий обучающегося в образовательном процессе в соответствии с его потребностями и мотивами.
Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации. Образование выполняет социокультурные функции:
· является способом социализации личности и преемственности поколений;
· средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;
· ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;
· обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентации и моральных принципов.
Образование может рассматриваться как социокультурный феномен, объект практики и научного исследования, а также как звено социальной практики.
Наряду с образованием как целенаправленным и специально организованным процессом обучения и воспитания в условиях конкретной образовательной системы человек на протяжении всей жизни включен в процесс самообразования.
Материалы по педагогике:
Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе
информационных технологий
Деятельность человека вообще и учебно-познавательная в частности характеризуется не только целями и мотивами, но и определенными средствами, с помощью которых она осуществляется. JI.C. Выготский писал, «главной и основной проблемой, связанной с процессом целесообразной деятельности является проблем ...
Как возникло и развивалось оригами
История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Археологи утверждают, что в III–IV веках до н.э. уже находят материалы, которые можно рассматривать ка ...
Слом старой и становление новой системы музыкального образования
В Царской России вся система образования зиждилась на классовом и сословном отборе, а в ее организации значительное место принадлежало частной инициативе. Это полностью определяло судьбу музыкального образования, хотя в уставе консерваторий и значилось, что лица, служащие в консерватории, считаются ...