Значительно труднее детьми со стертой дизартрией усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, а также слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки предметов и др.
Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
У детей со стертой дизартрией выявлено большое количество вербальных парафазий, замен и смешений слов: в среднем наблюдается 17 замен слов на 1 ребенка. В то же время у детей с нормой наблюдаются единичные замены только двух слов: филин — сова, аист — цапля.
В одних случаях дети со стертой дизартрией употребляют слова в излишне широком значении, в других — проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с нарушением речи используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.
Среди вербальных парафазий у детей со стертой дизартрией наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.
Среди многочисленных замен слов у детей со стертой дизартрией можно выделить следующие группы :
1) Замены семантически близких слов, относящихся к одному семантическому полю. Этот вид замен слов самый распространенный. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось — олень, тигр — лев, рысь — кошка, волк — собака, кабан — носорог, леопард — тигр — пантера — рысь, ослик — лось — козлик, петух — кура, грач — сорока, сорока — галка, филин — сова, ласточка — чайка, лебедь — гусь, цапля — аист — журавль, попугай — кукушка, скворец — ворона — грач, оса — пчела, дыня — тыква, лимон — апельсин, малина — земляника, брусника — красная смородина, ежевика — черная смородина, земляника — клубника, ландыш — тюльпан — подснежник, тюльпан — гвоздика — роза, незабудка — васильки, астры — ромашки, комбинезон — брюки, плащ — рубашка, халат — платье — пальто, валенки — сапоги, тапочки — босоножки, кепка — шапка, шляпа — шапка, сковорода — кастрюля, весна — осень, скворечник — гнездо, берлога — нора, сахарница — чайник, ручка — кисточка, ресницы — брови и др.).
2) Замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации. Например: каток — лед, вешалка — пальто;
3) Смешения слов, обозначающих часть и целое. Например: фара — машина, палец — рука, подоконник — окно.
4) Замены слов, обозначающих внешне сходные предметы. Например: подоконник — полка.
5) Использование словосочетаний в процессе поиска слова. Например: кровать — чтобы спать, щетка — зубы чистит.
6) Замены словообразовательными неологизмами. Например: маляр — красильщик.
7) Замены однокоренным словом. Например: водопроводчик — водопровод, чернильница — чернила.
8) Замены слов, сходных по звучанию. Например: персик — перец.
Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности связи его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения.
Материалы по педагогике:
Влияние вредных привычек на развитие подростков
Одна из проблем современного общества - огромное количество курящих людей, в том числе возросло число курящих подростков, которые курят, чтобы выглядеть взрослее, курят, чтобы завоевать авторитет среди сверстников, курят из любопытства, за компанию, чтобы похудеть, потому что это модно, не задумыва ...
Методы изучения литературы в школе. Использование схем-опор на уроках
литературы в школах V вида
Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы, вызывает оживленные споры и давно является объектом пристального внимания не только педагогов – словесников, но и литературоведов, психологов, представителей других научных дисциплин. К сожалению, вопрос о принципах пр ...
Комплекс упражнений направленных на развитие природных физических данных
детей младшего школьного возраста
Разрабатывая данный комплекс упражнений партерной гимнастики мы познакомились и изучили такие источники, как «Сборник программ дополнительного образования художественно – эстетического направления» выпуск I, объединение «Дворец молодёжи», 2003 год издания, Екатеринбург; образовательная программа «С ...