Правильность восприятия экранного изображения и звуковых записей во многом зависит от чувственного опыта детей и богатства их воображения. Ведь не случайно даже у взрослых свидетелей одного и того же явления складываются совершенно разные, иногда трудно сопоставимые представления об увиденном. У детей, у которых мал жизненный опыт и незначителен объем чувственных представлений, но очень богатое воображение, даже при восприятии звуковых и экранно-звуковых средств подачи информации, как это ни странно на первый взгляд, может сложиться совершенно неточное понимание сущности реальных объектов и явлений. Это прежде всего зависит от возраста ребенка. В более старшем, возрасте ученику легче восполнять воображением недостающие звенья при знакомстве с экранным отображением новых предметов, которое он воспримет ближе к реальности.
Учитель должен учитывать, с одной стороны, нагрузку экранно-звукового средства как источника информации, а с другой - возможность ученика усваивать передаваемую информацию. Сложную и очень объёмную информацию, превышающую диапазон детского восприятия, ученик не сможет переработать и в результате не получит никакой информации. Хорошо усваивается информация тогда, когда найдена правильная (оптимальная) мера между содержанием пособия и возможностями его восприятия.
Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания - понятиям и теоретическим выводам. Кроме предметной и иллюстративной наглядности в последние годы получила широкое распространение так называемая логическая наглядность, к которой относят речевые формулировки, вынесенные на экран в виде письменной речи, классификационные схемы, схемы отношений понятий, круговые схемы, классификационные древа. Назначение такой наглядности - придать образность понятию, идее, логическому элементу. Схемы, таблицы и тому подобные символические структуры прекрасно отображаются на слайдах, можно подготовить серии слайдов, вычертить их на экране монитора и распечатать. В результате осуществляется переход от конкретной, предметной наглядности к абстрактной, что способствует формированию у учеников абстрактного логического мышления.
Кроме того, ПДГ усиливают возможности видения человека. Глаз технического устройства фиксирования информации (кинокамеры, видеокамеры, фотоаппарата) зорче глаза человека. Только он способен заметить совершенно, новое, недоступное обычному наблюдению, остановить мгновение.
Материалы по педагогике:
Использование личностно ориентированного подхода в процессе обучения детей
В последнее десятилетие в психолого-педагогической науке получили распространение термины "личностно ориентированная педагогика", "личностно ориентированное обучение". Наиболее употребительное толкование заключается в том, что личностно ориентированный подход в педагогике – это ...
Методы и приёмы словарной работы
Методика словарной работы предусматривает четыре основных л и н и и: Во-первых, обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе. Во-вторых, уточнение словаря - самая широкая сфера словарной работы, ...
Программа Васильевой по разделу слушания музыки, анализ репертуара по
возрастным группам
Вторая младшая группа. Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенств ...