Моторная операция процесса письма (превращение подлежащих написанию букв в нужные графические начертания) – воспроизведение рукой зрительного образа буквы с одновременным кинестетическим контролем, который в дальнейшем подкрепляется зрительным (ребенок и понимает, но написать не может).
Многие исследователи (Е.Н.Винарская, А.Р.Лурия, И.Н.Садовникова, Т.В.Ахутина, А.Н.Корнев, А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, Е.В.Рыбалко, Е.Д.Хомская, Астахова Т.В.) отмечают важность для психологической структуры письма переработки слухоречевой, кинестетической, зрительной, полимодальной информации; программирования, регуляции и контроля акта письма; серийной организации движений; избирательной активации.
Психофизиологический (сенсомоторный) уровень включает сенсо-акустико-моторный и оптико-моторный подуровни. Сенсо-акустико-моторный обеспечивает с помощью слухоречевой памятью «техническую» реализацию процесса письма: процесс звукоразличения (акустический и кинестетический анализ звуков, анализ слов, умение выделять устойчивые фонемы и артикулемы) и установления последовательности букв в слове. На оптико-моторном подуровне происходит перешифровка с звука на букву, с буквы в моторное действие, соответствующее написанию каждой отдельной буквы.
Звуковая форма при письме требует расчленения, анализа и синтеза; знаки языка усваиваются ребенком сознательно и намеренно в отличие от недостаточно осознаваемого употребления и усвоения их в устной речи; ребенок может опираться на зрительную память (актуализируя графический образ), моторную память (если выработался автоматизм написания), использовать прием подбора аналогий и развернутую систему правил. Письмо формируется только на 6—7-м году жизни в процессе регулярного осознанного обучения. На первом этапе у ребенка формируются двигательные навыки письма и навыки «прослеживающего» взора. Каждая операция предполагает изолированное, осознанное действие. Ребенок решает ряд задач: 1) выделить звук, 2) обозначить его соответствующей буквой, 3) запомнить ее, 4) изобразить букву графически, 5) проверить правильность. Затем психологическая и психофизиологическая структура навыка письма меняется: отдельные операции выпадают из-под контроля сознания, автоматизируются, объединяются и превращаются в сложную деятельность — письменную речь.
Таким образом, в норме письмо автоматизировано, целостно, является синтетическим процессом, а операции носят сокращенный характер. Графический образ слова воспроизводится единым моторным актом под зрительным и кинестетическим контролем автоматизированными движениями руки. Лингвистический уровень обеспечивает письмо языковыми средствами, переводит внутренний смысл, формирующийся на психологическом уровне, в лексико-морфологические и синтаксические единицы – слова и фразы.
Дошкольнику для формирования навыка письма необходимы обобщенные представления о звуках, связи звуков и букв, обозначающих эти звуки, наличие в памяти обобщенных, устойчивых образов фонем и обозначающих их графем. Без овладения четкими представлениями о звуковом составе слова, умения выделять фонемы их сочетаний с другими, установления местонахождения фонемы в слове ребенок в будущем не сможет перейти к правильному морфологическому письму.
Физиологическая основа психологической структуры письма обеспечивается комплексом совместно функционирующих зон головного мозга и может нарушаться при дисфункции любой области коры или подкорковых структур, в которых локализованы функциональные компоненты этого психического процесса. Мозговая организация деятельности письма обеспечивается взаимодействием лобной, теменной, височной и затылочной зон коры головного мозга, деятельностью ряда анализаторов, отвечающих за психофизиологическую основу: акустическим, оптическим, кинестетическим, кинетическим, пространственным и функциональными системами. Психофизиологический уровень обеспечивается совместной работой заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, передне-затылочных отделов. Лингвистический уровень, на котором происходит выбор языковых средств (нужных звуков, слов, синтаксиса), зависит от совместной работы передней и задней речевых зон, обеспечивающих синтагматику и парадигматику речи. Совместная работа всех указанных морфологических образований коры головного мозга и составляет мозговую основу процесса письма. Процессы звукового анализа, перешифровки одного и того же звука в различные моторные, оптические образы возможны благодаря взаимодействию анализаторов, обеспечивающих тонкие движения руки.
Материалы по педагогике:
Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития. I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети"). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподр ...
Особенности индивидуального стиля у тренеров
Многообразие педагогических способностей и связь их с другими способностями расширяют возможности компенсации недостающих качеств и содействуют формированию индивидуального стиля тренера. В тренерах с активным положительным отношением к труду и высоким уровнем педагогического мастерства, но разными ...
Психологическая характеристика на учащегося
Кирилл К., 12 лет, учится в 6 классе Донецкого лицея №71 Семья: мама, папа и Кирилл. Мама – мастер маникюра и педикюра, папа – директор завода. В семье взаимоотношения – нормальное, но иногда в семье возникают конфликты по поводу успеваемости и поведения Кирилла. Жилищные и материальные условия – в ...