Далеко не все группы слов в русском языке одинаково часто используются в живом общении. Весь словарный фонд русского языка делится на активный словарный запас, "понятный говорящим и находящийся в постоянном употреблении" и пассивный запас слов, "понятный, знакомый, но не употребляемый в обычном речевом общении".
При обучении русскому языку, как всякому неродному, в первую очередь необходимо дать такие слова, без которых нельзя построить и понять предложения, необходимые для общения. В списки слов, предназначенных для активного усвоения учащимися начальных классов, именно такие слова и включены. Основными принципами отбора и подачи слов для активного усвоения на уроке должны быть:
1) практическая ценность слова для данного этапа обучения;
2) особенности словарного состава родного языка учащихся, в котором может не быть не только соответствующего слова, но и самого понятия, что потребует особенно продуманного объяснения значения русского слова;
3) частотность употребления слова в разговорной речи и в тексте для чтения;
4) доступность слова по звуковому составу.
На первых порах следует избегать слов, звуковой состав которых затрудняет учащихся. Однако указанный принцип отбора иногда вступает в противоречие с требованием знакомить учащихся со словами, часто встречающимися в речи.
Слова, общие в родном и русском языках, могут включаться в речь учащихся с первого года обучения, если их значение доступно пониманию учащихся определённого возраста и соответствует общей подготовке детей.
В каждом конкретном случае нужно отдавать предпочтение практической ценности слова. Это значит, что слова, трудные для произношения, но очень важные и необходимые для общения, следует включать в речь учащихся уже на первых этапах обучения, например, такие, как здравствуйте, встаньте, спросите и т.п.
На первых этапах обучения следует знакомить детей со словами в основном их значении, хотя и переносные значения нужно вводить в словарный запас очень рано. Например, сначала мальчик бежит, а позднее время бежит; ученики идут, часы идут, годы идут, дни идут.
Слова, которые дети должны понимать в устной речи и при чтении, правильно произносить и употреблять в своей речи, составляют их активный словарный запас.
Как показывает опыт, при чтении учебных книг, в речи учителя и окружающих, а также по радио, в кино детям приходится слышать и в какой-то мере понимать слова, которые им не скоро потребуются для употребления в своей речи на русском языке. Эти слова составляют пассивный словарный запас учащихся.
Учитель принимает меры к тому, чтобы одновременно с пополнением активного запаса расширялся и пассивный запас учащихся. Без этого дети не смогут читать дома детскую художественную литературу, понимать детские фильмы, радиопередачи, необходимые для их развития.
Со словами активного запаса необходимо проводить разнообразную работу: упражнять детей в произношении этих слов, учить составлять с ними предложения, включать их в тренировочные устные и письменные упражнения. Работа над словами пассивного словаря ограничивается лишь объяснением их значения.
Учащиеся начальных классов знакомятся со словами по темам. Тематический подбор слов обеспечивает их непроизвольное запоминание. Слова вводятся в активную речь учащихся в их типовых предложениях, что облегчает усвоение значений этих слов, позволяет быстрее научиться употреблять их в вопросах и ответах, составлять с ними предложения, включать изучаемые слова в небольшие рассказы об известных детям предметах и явлениях.
В каждую тему следует включать не только названия предметов, но и связанные с этими предметами темой названия действий, качеств, признаков, а также служебные слова, необходимые для составления предложений или небольших рассказов.
В словарных и фразеологических минимумах указывается перечень слов, словосочетаний и терминов, необходимых для изучения на русском языке математики, физкультуры, рисования, пения, труда. Задача учителя заключается в том, чтобы добиться планомерной и необходимой повторяемости этой лексики для её практического усвоения.
Примерное количество слов для пассивного усвоения в начальной школе может составить 30-40 % по отношению к словарю для активного усвоения.
Пополнение активного словаря во многом зависит от правильного нормирования слов на урок с учётом возможностей учащихся. По этому вопросу в методической литературе имеются самые разнообразные мнения. Одни методисты считают допустимым для усвоения на одном уроке 8-10 новых слов, другие рекомендуют ограничиться 2-3 словами.
Активный, т.е. используемый в собственной речи, словарь человека всегда уже общего объёма понимаемых слов, и разница между вторым и первым составляет словарь пассивный. Активизацией в методике называют перевод слов из пассивного словаря в активный, т.е. употребление новых слов в собственной речевой практике - в беседе, в составляемых предложениях, в пересказе и рассказе, в письменном изложении и сочинении. Конечная цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно, научить выбирать единственно необходимое слово.
Материалы по педагогике:
Теоретическое обоснование дидактических условий применения пакетов
демонстрационной графики как средства наглядности обучения на примере MS PowerPoint
Пакеты демонстрационной графики (ПДГ) являются конструкторами графических образов деловой информации, призванными в наглядной форме представлять информацию. ПДГ широко используются при проведении коммерческих и научных презентаций, но в процессе обучения они применяются достаточно редко. Программы ...
Народнаясказка как средство формирования дружеских взаимоотношений
Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Часто мы говорим: ...
Изучение влияния компьютерных игр на интеллектуальное развитее подростков
Опытно-педагогическая работа проводилась на базе МОУ СОШ №1 ст. Ленинградской Ленинградского района в 9 «Д» классе. Для реализации собственного исследования нами было проведено анкетирование с учащимися старших классов. В анкетировании приняли участие 12 обучающихся школы. Среди респондентов 5 деву ...