В.И. Логинова и ее ученики так же разработали методику развития словаря детей в единстве с освоением понятийного значения слов. По их мнению, развивающих эффект занятий по развитию словаря можно усилить при соблюдении такой последовательности:
- первый этап – первичное ознакомление детей с предметами окружающей действительности, формирование у них первичных общих представлений о предмете, закрепляющихся в соответствующем словаре;
- второй этап- введение в речь детей слов, обозначающих качества, свойства предметов и явлений, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- третий этап- введение в речь детей слов, обозначающих элементарные понятия на основе различия и обобщения предметов или групп предметов по существенным признакам.
В среднем дошкольном возрасте для формирования умения вычленять качества, свойства (игрушек) необходимо:
- шире использовать прием сравнения ( например, при сравнении двух кукол спрашивать, что у них одинаковое и что разное, чем они отличаются друг от друга); использовать упражнения на подбор определений ( снег – белый, холодный, пушистый), глаголов ( снежинка – покружилась, села и растаяла), синонимов, антонимов;
- применять словесные игры типа « Назови ласково», «Кто больше слов скажет про куклу» и т.д.
Средний дошкольный возраст- это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связанно с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения со взрослыми и другими детьми.
Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов, более разнообразно определяют предметы за счет уточнения его качества (яблоко – сочное, вкусное, спелое, круглое, гладкое), дифференцируют понятия (хороший, умный, добрый, ласковый, красивый – раньше все эти качества они называли универсальным словом – хороший), используют больше глаголов для наименования однотипных действий ( бежит, мчится, несется).
На занятиях с предметами продолжаем углублять видовые понятия путем выделения существенных признаков предметов, учим обогащать по ним предметы, правильно обозначать словом качества, свойства, действия предметов. Обращаем внимание на последовательное рассматривание предметов, выделение и называние набора характерных признаков, формирование знаний об особенностях предметов на основе сравнения, различия и обобщения. Используется наглядно- действенный метод ознакомления с предметами. Здесь уточняется представление и предметная отнесенность слова.
Ознакомление с предметом идет поэтапно:
- ознакомление с внешним видом предмета, с его назначением;
- восприятие частей, деталей предмета;
- знакомство со свойствами и качествами предметов, материалов, из которых они сделаны ( стекло, бумага, дерево, метал; стекло хрупкое, прозрачное, бьется; бумага мнется рвется, размокает).
Основные методические требования к проведению занятий такого рода следующие:
- широкое использование игровых приемов – сюрпризность появления предметов, неожиданные исчезновения и поиск, игровые действия, игровые атрибуты и т.д.
- сюжетный характер игр-занятий;
- рассматривание предмета, его деталей;
- многократное называние воспитателем предметов, действий в момент сосредоточения внимания ребенка;
- активное подражание детей речевому образцу;
- использование вопросов, предполагающих ответ действием;
- формирование умения находить нужный предмет по слову воспитателя;
- активные действия детей по обследованию предмета;
- сравнение предметов по их внешнему виду;
Еще одной разновидностью занятий по развитию словаря являются занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов. Детей знакомят с материалами, из которых сделаны предметы. Особое внимание уделяют тем предметам, с которыми дети действуют. Их учат ориентироваться на качествах предметов в повседневной жизни, в играх.
Особенностью этих занятий является использование раздаточного материала, выделение качества и свойств предметов на основе тщательного сенсорного обследования каждым ребенком предметов и сравнения их противоположных качеств и свойств ( твердый – мягкий, прозрачный – непрозрачный), организуя результативной деятельности ребенка с предметами.
Занятия имеют четкую структуру: первая часть – выделение качества предмета в какой – либо ситуации или деятельности, ознакомление с новым словом (прозрачный, непрозрачный); вторая часть- обучение детей обследовательским действиям, выделение каждым ребенком качеств, закрепление слов- названий, освоение слов, обозначающих действия; третья часть – упражнение детей в выделении данного качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.
Также используется прием сравнения. Перед сравнением необходимо внимательно рассмотреть предметы, в процессе сравнения оба сравниваемых предмета должны быть перед глазами детьми.
Материалы по педагогике:
Условия и задачи обучения элементарному футболу
Занятие футболом способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве. Игры с мячом развивают соответствующие навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют ...
О выразительности образов и их влиянии на сознание
Каждый носит в глубинах своей Личности, в своей душе и сердце, мир «несказанного», невыразимого словом и образом. И эту невыразимость, неспособность до конца высказать мысль и чувство словом гениально выразил Ф.И. Тютчев в стихотворении «Silentium!» («Молчание!») Другому как понять тебя? Поймёт ли ...
Теории и виды образования
На содержание образования оказывают большое влияние методологические позиции разных ученых-педагогов. Рассмотрим теории образования, которые влияли в прошлом на содержание школьного образования. Теория формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) ставила целью не столько овладение учен ...