Урок 1. Внутреннее строение и особенности размножения рыб
Оборудование: плакаты «Внутреннее строение костистой рыбы»; «Развитие костистой рыбы»; муляж головного мозга рыбы; рабочие карты: № 5. «Внутренние строение костистой рыбы», № 6. «Размножение рыб» (см. Приложения); карточки-задания для «тихого» опроса; глобус с отметками путей миграции рыб.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
1. Фронтальная проверка (парами) содержания рабочих карт № 5, заполненных учащимися на предыдущем уроке.
2. Индивидуальный опрос.
Одновременно с фронтальной проверкой один ученик работает у доски по заданию: «Нарисуйте схему пищеварительной системы рыб и расскажите о значении основных органов этой системы».
Одновременно группа учащихся (3–4 человека) работает за отдельным столом с карточкой-заданием.
Карточка-задание 1. Обоснуйте утверждение: по сравнению с ланцетниками рыбы более высокоорганизованные животные, т.к.: а) хорда у них ; б) органы дыхания _; в) кровеносная система и имеет _; г) органы выделения _; д) центральная нервная система разделена на _. 2. Поясните схему строения кровеносной системы рыб и направление движения крови в ней. Каково значение крови в жизни рыб? |
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения о строении нервной системы рыб (рассказ учителя): головной и спинной мозг; отделы головного мозга (демонстрация муляжа); головные и спинномозговые нервы.
2. Безусловные и условные рефлексы как основа поведения рыб (рассказ учителя с элементами беседы).
3. Самостоятельная работа учащихся по карточке-заданию.
Карточка-задание Выпишите в тетрадь буквенные обозначения примеров безусловных и условных рефлексов: безусловные рефлексы условные рефлексы _ А. При кормлении аквариумных рыбок каждый раз включали свет. Через некоторое время рыбки стали подплывать к кормушке при каждом включении света. Б. В зоомагазине одновременно купили рыбок две подруги. Одна из них содержала рыбок в аквариуме со светлым песчаным, а другая – в аквариуме с темным каменистым дном. Через какое-то время рыбки в первом аквариуме стали заметно светлее, а во втором «потемнели». Г. В кормушку аквариумным рыбам вместо корма бросали окрашенные под цвет корма бусинки, и рыбы хватали их. Д. Аквариум разделили мелкой сеткой на две части, в каждой из которых содержалась группа рыб. В каждую половину поместили кормушку. Обычно корм в обе кормушки клали одновременно. Но если рыб кормили только в одной части аквариума, то во второй рыбки тоже подплывали к своей кормушке. |
4. Особенности размножения рыб (рассказ учителя по плану):
а) отличительные особенности внешнего и внутреннего строения самцов и самок рыб;
б) время и место размножения разных рыб;
в) наружное оплодотворение;
г) число икринок, откладываемых во время нереста;
д) развитие икринок;
е) забота о потомстве (с использованием дополнительного материала);
ж) миграции проходных рыб (с использованием отмеченных путей миграции на глобусе).
III. Закрепление знаний
1. Заполнить рабочую карту № 6 «Размножение рыб» с использованием знаний, полученных на уроке, и текста учебника.
2. Составить в тетради цепи питания, в которых отдельными звеньями были бы рыбы. За лучшую цепь, верно составленную и содержащую не менее 2–3 звеньев с названием рыб, ставится оценка.
3. Привести примеры сложного поведения рыб.
IV. Домашнее задание
1. Изучить § 33 учебника.
2. Ответить на вопрос 3 к § 32.
3. Творческое задание: составить короткий рассказ об удивительных формах тела у рыб.
Урок №2. Особенности размножения и развития рыб
Оборудование: таблицы «Особенности размножения рыб», «Морские рыбы», «Пресноводные рыбы», «Проходные рыбы», «Промысловые рыбы», «Внутреннее строение речного окуня»; географическая карта; книги В.Астафьева «Царь-рыба» и Ф.Абрамова «Жила-была семужка».
Материалы по педагогике:
Совместная творческая деятельность как средство формирования
коммуникативной компетентности учащихся
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные из ...
Проявление заикания и его формы как одна из проблем
современной логопедии и неврологии
Заикание определяется как нарушение ритма, темпа, плавности речи, но не исчерпывается этими особенностями. Многие родители связывают начало заикания с плохим сном, потерей аппетита и изменениями в характере ребенка: повышенная возбудимость, раздражительность или даже вялость и апатичность. Н.И. Жин ...
Работа над обогащением словарного запаса младших школьников
С целью обогащения словаря учащихся данной лексикой предлагаем из опыта работы передовых педагогов задания следующего характера: 1) узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений; 2) подбор к данному слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в зн ...