«Литературное чтение как учебный предмет в младших классах предшествует начальному курсу литературы в школе основной, который, в свою очередь, продолжается в полной средней школе (в старших классах) курсом, построенным на историко-литературной основе. Такой подход делает литературное чтение первым звеном в непрерывном литературном образовании школьника».
Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Обеспечение литературного образования детей младшего школьного возраста реализуется с помощью современных программ и учебных хрестоматий, которые в свою очередь делятся на традиционные и нетрадиционные (развивающие). Поэтому « .на современном этапе следует говорить о двух направлениях процесса обучения чтению:
1) собственно обучение чтению, которое ведётся на трёх уровнях - формирование и совершенствование навыка чтения, обучение чтению и восприятию художественного текста, формирование читательской самостоятельности;
2) получение ребёнком литературного знания, т.е. обеспечение литературного образования и литературного развития детей младшего школьного возраста .».
Представим краткий аналитический обзор двух авторских современных программ.
1. Цикл учебников по чтению «Родная речь» М.В. Головановой, В. Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой для начальной школы.
Цикл состоит из трёх книг и в целом призван «обслуживать» занятия чтением, предусмотренные учебными программами как трёхлетней, так и четырёхлетней начальной школы. Учебники сориентированы на реализацию содержания, целей и задач учебного курса литературного чтения для начальных классов. Цель состоит в том, чтобы научить детей полноценно читать и осознанно воспринимать содержание произведений словесного вида искусства, заключающих своё содержание в художественных образах, созданных силой писательского таланта с помощью языка, слова.
Достигается это, прежде всего высокой насыщенностью учебников по чтению произведениями художественной литературы, представляющими все области словесно-литературного творчества - фольклор, стихи, прозу, отчасти драму, произведения русской литературы дореволюционного и советского периода, произведения зарубежной литературы. Все тексты обращены к личности ребёнка: к его мироощущению. К выработке у него высоких нравственных начал, эстетического вкуса, чувства юмора, доброго отношения ко всему живому, к природе.
Все учебные материалы распределены по пяти основным разделам: 1) произведения устного народного творчества; 2)произведения русских писателей-классиков дореволюционного периода; 3) произведения современных писателей; 4) сказки народов нашей страны; 5) произведения зарубежных писателей. В двух главных разделах учебных книг (второго и третьего) выделены небольшие тематические подборки - мини-сборник стихов («Люблю природу русскую», «Поэтические тетради»). Во 2 классе знакомятся с содержанием таких разделов: «Устное творчество русского народа», «Русские писатели», «Писатели - детям», «Литература народов мира» («Поэтические тетради»); в 3 классе: «Устное народное творчество», «Страницы русской классики», «Литературные сказки», «Любимые детские писатели» («Были-небылицы», «Люби живое», «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»), «Зарубежная литература»; в 4 классе: «Летописи», «Былины, древнерусские повести, жития», «Поэтические тетради», «Твоя книжная полка», «Зарубежная литература».
Таким образом, сами по себе материалы в учебниках «Родная речь» создают надёжную базу для успешного формирования у каждого ученика полноценного навыка чтения.
2. Цикл учебников по чтению «Литературное чтение» О.В. Кубасовой для начальной школы.
Цикл состоит из четырех книг: «Любимые страницы» - 1 класс, «Мы читаем» - 2 класс, «Для сердца и ума» - 3 класс, «Вместе с друзьями» - 4 класс.
В первой книге (1 класс) использованы произведения российских и зарубежных писателей. Он даёт возможность первоклассникам расширить читательский кругозор, совершенствовать навык чтения, развивать устную речь и творческие наклонности. Книга включает такие разделы: «Звенит звонок - начинается урок», «Час потехи», «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Там чудеса».
Материалы по педагогике:
Обучение как деятельность обучающегося и педагога
В соответствии с тем, что объектом настоящего исследования является процесс
обучения детей технике спортивных движений, то рассмотрим этот процесс как деятельность. Только через деятельность могут быть реализованы основные функции обучения и только посредством деятельности может быть достигнут необ ...
Почему оригами нравится учителям и детям
– Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! – Для занятий нужна только бумага и ваши знания! – С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть – Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей – ...
Исследование методов и средств, используемых учителем по формированию
знаний по физической культуре у школьников
Организация исследования проходила на базе МКОУ НОШ с. Ленинское, в период с 31 января 2012 года по 17 марта 2012 года. Участие принимали школьники 4А и 4Б классов, общее количество респондентов – 12 человек. Для исследования средств и методов по формированию системы знаний в сфере физической культ ...