Старший школьный возраст относят к ранней юности, характеризующейся наступлением физической и психической зрелости. В этот период происходит физиологическое созревание организма, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, что обеспечивает приток крови ко всем частям организма. Стабилизируется работа эндокринных, нервно-психических, интеллектуальных структур. Упрочивается костная система, возрастает мышечная сила, что повышает физическую работоспособность, координация движений приближается к состоянию взрослого человека. А творческий процесс, по сравнению с репродуктивным уровнем мышления, требует значительных эмоциональных, энергетических затрат.
Развитие абстрактно-логического мышления старшеклассников знаменует не только появление нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Старшеклассники могут подолгу спорить об отвлеченных предметах, о которых ничего не знают. Эта новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности, и изобретение, а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становится любимейшей умственной игрой. Как, отмечает И.С. Кон, юношеский интеллект не удовлетворяется готовыми формулами, а стремится открыть или создать их заново.
Для старшего возраста характерно дальнейшее развитие воображения, в особенности творческого. «В истории воображения ни один период не имеет такой важности, как период юности», - отмечает К.Д. Ушинский.
Следует отметить, что умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности, выступающего в познавательных процессах как стиль мышления. Это убедительно свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащихся.
Происходит изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Следует заметить, что учащиеся испытывают естественную потребность в активной деятельности и чаще выбирают творческие профессии. Задача состоит в активизации развития необходимых способностей, формировании устойчивых профессиональных интересов. Для этой цели, как отмечают психологи, необходимо максимально активизировать творчество и инициативу учащихся.
Следует отметить, что одной из важнейших характеристик личности и центральным психическим процессом юношеского возраста является самосознание. Данная характеристика занимает особое место в проблематике творчества. Человек в процессе познания и создания нового выступает как «самосознательный организм», осознающий себя и характер своих действий, благодаря чему он делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания.
«Самосознание, - отмечает В.Н. Соколов - обеспечивает внутреннюю устойчивость и преемственность состояний психики субъекта в процессе творчества». Самосознание стимулирует творческую активность и опосредует формирование соответствующей системы внутренних мотивов и ценностей. По мнению В.Н. Соколова, не может быть такой творческой активности интеллекта, которая никак не отражается в сознании субъекта и, следовательно, им не осознается. Благодаря самосознанию, человек способен эффективно контролировать свои творческие усилия, подбирать оптимальную модель творческой деятельности.
В юношеском возрасте интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение становится более устойчивым и осознанным. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину.
Материалы по педагогике:
Проблемы усвоения мужской роли
Процесс усвоения половых ролей для мальчиков и девочек проходит не одинаково. Мальчик находится в менее благоприятной ситуации, чем девочка. Так, мать традиционно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца же ребенок видит намного реже, не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно ...
Организация труда учащихся в процессе подготовки к занятиям
Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывае ...
Структура деловой игры
Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности деловой игры и методике ее конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого см ...