Старший школьный возраст относят к ранней юности, характеризующейся наступлением физической и психической зрелости. В этот период происходит физиологическое созревание организма, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, что обеспечивает приток крови ко всем частям организма. Стабилизируется работа эндокринных, нервно-психических, интеллектуальных структур. Упрочивается костная система, возрастает мышечная сила, что повышает физическую работоспособность, координация движений приближается к состоянию взрослого человека. А творческий процесс, по сравнению с репродуктивным уровнем мышления, требует значительных эмоциональных, энергетических затрат.
Развитие абстрактно-логического мышления старшеклассников знаменует не только появление нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Старшеклассники могут подолгу спорить об отвлеченных предметах, о которых ничего не знают. Эта новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности, и изобретение, а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становится любимейшей умственной игрой. Как, отмечает И.С. Кон, юношеский интеллект не удовлетворяется готовыми формулами, а стремится открыть или создать их заново.
Для старшего возраста характерно дальнейшее развитие воображения, в особенности творческого. «В истории воображения ни один период не имеет такой важности, как период юности», - отмечает К.Д. Ушинский.
Следует отметить, что умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности, выступающего в познавательных процессах как стиль мышления. Это убедительно свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащихся.
Происходит изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Следует заметить, что учащиеся испытывают естественную потребность в активной деятельности и чаще выбирают творческие профессии. Задача состоит в активизации развития необходимых способностей, формировании устойчивых профессиональных интересов. Для этой цели, как отмечают психологи, необходимо максимально активизировать творчество и инициативу учащихся.
Следует отметить, что одной из важнейших характеристик личности и центральным психическим процессом юношеского возраста является самосознание. Данная характеристика занимает особое место в проблематике творчества. Человек в процессе познания и создания нового выступает как «самосознательный организм», осознающий себя и характер своих действий, благодаря чему он делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания.
«Самосознание, - отмечает В.Н. Соколов - обеспечивает внутреннюю устойчивость и преемственность состояний психики субъекта в процессе творчества». Самосознание стимулирует творческую активность и опосредует формирование соответствующей системы внутренних мотивов и ценностей. По мнению В.Н. Соколова, не может быть такой творческой активности интеллекта, которая никак не отражается в сознании субъекта и, следовательно, им не осознается. Благодаря самосознанию, человек способен эффективно контролировать свои творческие усилия, подбирать оптимальную модель творческой деятельности.
В юношеском возрасте интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение становится более устойчивым и осознанным. В своем поведении старшеклассник все больше ориентируется на собственные взгляды, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего опыта. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в единую картину.
Материалы по педагогике:
Классификация деловых игр
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них. «В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управле ...
Комплекс упражнений направленных на развитие природных физических данных
детей младшего школьного возраста
Разрабатывая данный комплекс упражнений партерной гимнастики мы познакомились и изучили такие источники, как «Сборник программ дополнительного образования художественно – эстетического направления» выпуск I, объединение «Дворец молодёжи», 2003 год издания, Екатеринбург; образовательная программа «С ...
Оригами и медицина
Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышлен ...