Современная педагогика в связи с этим выработала практические рекомендации. Часть из них сформулированы в работах А.И. Кочетова. В связи с рассматриваемой проблемой автор предлагает исходить из определенных параметров оценки самовоспитания детей, к основным из которых он относит:
направленность самовоспитания, т.е. мотивы ребенка в собственной работе по личностному самосовершенствованию;
содержание самовоспитания, определяющее сферу личностного самосовершенствования - умственное, физическое, эстетическое, религиозное, комплексное и др.;
устойчивость самовоспитания - случайное, эпизодичное или постоянное личностное самосовершенствование;
эффективность самовоспитания - полнота и качество влияния воспитательной работы над собой на формируемые или совершенствуемые свойства и качества личности ребенка».
«В целях оказания помощи собственным детям в решении задач самовоспитания важное значение имеет соответствующая педагогическая работа родителей. Тут многое зависит от того, насколько они компетентны в вопросах технологии самовоспитания, в какой мере знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно относятся к исполнению своих воспитательных обязанностей в семье.» В самом общем виде содержание этой работы может рассматриваться по трем основным направлениям:
формирование у детей устойчивого убеждения о необходимости и пользе самовоспитания в личностном самосовершенствовании;
оказание помощи детям в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;
оказание практической помощи в разработке программы самовоспитания, педагогическая поддержка в процессе ее реализации.
Методы самовоспитания. «Специальные исследования показывают, что для большинства родителей наиболее сложной задачей, решаемой в рамках каждого из представленных направлений, является оказание помощи детям в выборе наиболее эффективных именно для них методов самовоспитания. Ее решение невозможно без уяснения их педагогической сущности». В связи с этим остановимся на их перечислении и наиболее общей педагогической характеристике.
Метод самоубеждения. Его сущность состоит в том, что ребенок, выявив самостоятельно или с помощью родителей свои личностные недостатки, формирует в своем сознании внутреннюю установку на необходимость их устранения. При этом мало ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда ребенок вслух проговаривает те действия, которые способствуют устранению недостатка.
Метод самовнушения предусматривает то, что ребенок сам воздействует на собственную психику, внушает себе, как будет вести себя или каких действий не будет делать. Эффективность самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись на уровне подсознания, оно определяет поведение ребенка.
Самообязательство. Главная сущность этого метода заключается в том, что ребенок, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной личностный недостаток, берет на себя определенное обязательство. Для более прочного закрепления в сознании его также целесообразно проговаривать вслух. В результате самообязательство будет побуждать ребенка к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующих свойств личности.
Материалы по педагогике:
Методические обоснование формирования бережного отношения к живому
Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример ...
Комплекс упражнений направленных на развитие природных физических данных
детей младшего школьного возраста
Разрабатывая данный комплекс упражнений партерной гимнастики мы познакомились и изучили такие источники, как «Сборник программ дополнительного образования художественно – эстетического направления» выпуск I, объединение «Дворец молодёжи», 2003 год издания, Екатеринбург; образовательная программа «С ...
Роль интеграции искусств в развитии музыкального восприятия
В нашем исследовании интеграция искусств выбрана для решения задачи развития музыкального восприятия у младших школьников. Развитие личности младшего школьника, формирование ценностных ориентаций, способности к ассоциациям между пространственными, временными и словесными видами искусства, воспитани ...