Методы и формы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста

Материалы о педагогике » Семейное воспитание учащихся старшей категории общеобразовательной школы » Методы и формы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста

Страница 2

Современная педагогика в связи с этим выработала практические рекомендации. Часть из них сформулированы в работах А.И. Кочетова. В связи с рассматриваемой проблемой автор предлагает исходить из определенных параметров оценки самовоспитания детей, к основным из которых он относит:

направленность самовоспитания, т.е. мотивы ребенка в собственной работе по личностному самосовершенствованию;

содержание самовоспитания, определяющее сферу личностного самосовершенствования - умственное, физическое, эстетическое, религиозное, комплексное и др.;

устойчивость самовоспитания - случайное, эпизодичное или постоянное личностное самосовершенствование;

эффективность самовоспитания - полнота и качество влияния воспитательной работы над собой на формируемые или совершенствуемые свойства и качества личности ребенка».

«В целях оказания помощи собственным детям в решении задач самовоспитания важное значение имеет соответствующая педагогическая работа родителей. Тут многое зависит от того, насколько они компетентны в вопросах технологии самовоспитания, в какой мере знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно относятся к исполнению своих воспитательных обязанностей в семье.» В самом общем виде содержание этой работы может рассматриваться по трем основным направлениям:

формирование у детей устойчивого убеждения о необходимости и пользе самовоспитания в личностном самосовершенствовании;

оказание помощи детям в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

оказание практической помощи в разработке программы самовоспитания, педагогическая поддержка в процессе ее реализации.

Методы самовоспитания. «Специальные исследования показывают, что для большинства родителей наиболее сложной задачей, решаемой в рамках каждого из представленных направлений, является оказание помощи детям в выборе наиболее эффективных именно для них методов самовоспитания. Ее решение невозможно без уяснения их педагогической сущности». В связи с этим остановимся на их перечислении и наиболее общей педагогической характеристике.

Метод самоубеждения. Его сущность состоит в том, что ребенок, выявив самостоятельно или с помощью родителей свои личностные недостатки, формирует в своем сознании внутреннюю установку на необходимость их устранения. При этом мало ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда ребенок вслух проговаривает те действия, которые способствуют устранению недостатка.

Метод самовнушения предусматривает то, что ребенок сам воздействует на собственную психику, внушает себе, как будет вести себя или каких действий не будет делать. Эффективность самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись на уровне подсознания, оно определяет поведение ребенка.

Самообязательство. Главная сущность этого метода заключается в том, что ребенок, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной личностный недостаток, берет на себя определенное обязательство. Для более прочного закрепления в сознании его также целесообразно проговаривать вслух. В результате самообязательство будет побуждать ребенка к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующих свойств личности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы по педагогике:

Совершенствование организации по видам деятельности
Организация учебной деятельности учащихся под руководством учителя является программой, планомерной и систематической деятельности, в процессе которой педагог вооружает учащихся основами наук. Процесс обучения, осуществляемый учителем и учащимися, эффективен лишь при условии их активного взаимопони ...

Закаливание воздухом
Воздушные закаливающие процедуры могут применяться как в состоянии покоя, так и в сочетании с физическими упражнениями. Об эффективности занятий физическими упражнениями на открытом воздухе свидетельствуют многочисленные исследования: улучшается функциональное состояние терморегуляторного аппарата, ...

Значение подвижных игр в формировании основных движений у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильное организованное физическое воспитание, одной из основных задач которой является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствование ...

Навигация