Принципы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста

Материалы о педагогике » Семейное воспитание учащихся старшей категории общеобразовательной школы » Принципы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста

Страница 1

семейный воспитание ребенок

Как известно, принципы воспитания - это наиболее общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. В условиях семьи они отражают специфику воспитательного взаимодействия родителей и детей и в отличие от общих воспитательных принципов рассматривают как педагогические позиции, которыми руководствуются родители при решении воспитательных задач.

Какие же требования предъявляются к принципам семейного воспитания? Охарактеризуем наиболее важные из них.

Обязательность. Принципы семейного воспитания - это не простой совет родителям. Они требуют обязательного и полного воплощения в условиях семьи. Игнорирование их требований некоторыми родителями не просто снижают эффективность воспитательного взаимодействия с детьми, но и подрывают его основы. Отец или мать, нарушающий требования принципов, самоустраняются от участия в этом процессе, лишают детей радости от общения с родителями, а в отдельных случаях даже приводят к формированию их психической патологии и (или) психологической (поведенческой) девиации.

Комплексность. Принципы несут в себе важное требование, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного взаимодействия в семье. Следовательно, они должны учитываться не в последовательной цепочке, а одновременно.

Равнозначность. Принципы семейного воспитания как общие фундаментальные положения одинаковы по педагогической значимости. Среди них нет таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, реализацию которых можно отложить даже на ближайшее будущее. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные педагогические нарушения течения воспитательного процесса в условиях конкретной семьи.

Следует отметить, что в семейной педагогике до настоящего времени не сложилось взаимопризнаваемой системы принципов воспитания детей в семье. Сейчас здесь просматривается достаточное разнообразие подходов. Однако рациональность предполагает выделить в них наиболее актуальные для современного этапа развития отечественной педагогической мысли, реализующей, преимущественно, гуманистические позиции мировой педагогики.

Обобщение существующих подходов к систематизации принципов воспитания позволило выделить в них следующие основополагающие положения, детерминирующие организацию и осуществление педагогического взаимодействия родителей и детей в процессе семейного воспитания.

Принцип креативности предусматривает создание в семье необходимых условий для свободного развития и реализации способностей детей. Родителям важно не только знать физиологически обусловленный уровень интеллектуальных, физических и других задатков своих детей, но и оказывать им содействие в их развитии, применении и совершенствовании. Это создает благоприятные предпосылки для диагностики и реализации личностного потенциала ребенка в приемлемой для него сфере общественно-значимой деятельности.

Принцип гуманизма предполагает признание личности ребенка, как любого другого человека, в качестве абсолютной человеческой ценности. Это требует от родителей понимания и признания самоданности и уникальности своих детей, их неповторимости в человеческой жизни.

Принцип демократизма основывается на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми. Естественно, что это не требует признания «руководящей роли» ребенка в семье - это само по себе абсурдно. Однако учет его мнения о тех или иных событиях, предложений по решению семейных задач и проблем должен стать правилом для семьи.

Принцип гражданственности требует от родителей целенаправленной деятельности по реализации собственного «Я» ребенка в системе общественно-государственных отношений. В более раннем возрасте это может быть участие в работе общественных организаций, в последующем -реализация собственных прав и исполнение обязанностей перед государством, обществом и семьей.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Этапы формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста
Обучение ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений к умению выполнять его, а затем от умения к навыку . Формирование двигательного навыка проходит т ...

Развитие связной речи
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. д.), которые необх ...

Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для «семейной» физкультуры. Они улучшают физическое развитие, благоприятно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, способствуют эмоциональности спортивных занятий. Почти в каждой игре прис ...

Навигация