Педагогика под редакцией А.И. Каирова сущность изучаемого понятия раскрывает так: «Под внеклассной работой разумеются различные занятия образовательного характера и воспитательные мероприятия, проводимые школой вне рамок обязательного учебного плана и требований обязательных школьных программ. В приведенных дефинициях характерно разделение внеклассных учебных занятий и внеклассной воспитательной работы, а также им присуще рядоположенное использование терминов «внеклассный» и «внеурочный» процесс.
В современных же учебных пособиях И.П. Подласый, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов тема организации внеклассной работы специально не выделяется, а ее содержание раскрывается дифференцированно: о внеклассных учебных занятиях речь идет в рубрике «Другие формы организации обучения», а вопросам внеурочного воспитания полностью посвящен раздел «Процесс воспитания». Это вполне правомерно, ибо специально организованная воспитательная работа во внеурочное время есть базовое средство для реализации содержания воспитания. Взаимосвязанное рассмотрение двух педагогических явлений - познавательного интереса и процесса воспитания позволяет выйти на важную педагогическую закономерность, раскрывающую организацию коллективной познавательной деятельности учащихся в воспитательной работе. Принципиальным в обосновании такой деятельности является знание о сущности воспитания как процессе формирования у учащихся разнообразных отношений к различным сторонам действительности, к другим людям и к самим себе. Закрепившееся и ставшее привычным отношение переходит в личностное качество. «Психологическая структура личностного качества сложна и включает в себя сферу потребностей, знаний, чувств, убеждений, поступков и волевых проявлений», — отмечает И.Ф. Харламов. Ученый выделяет четыре группы отношений, которые необходимо формировать в системе всестороннего развития личности, это социальные, нравственные, эстетические и отношения, связанные с физической культурой личности. Традиционно в педагогике эти направления и определяют содержание воспитания, в котором выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. Задача формирования познавательного интереса с учетом особенностей содержания воспитания — первый важный аспект педагогической организации деятельности в области исследуемой проблемы.
Здесь уместно раскрыть интегрирующую позицию познавательного интереса среди других личностных качеств. Наше внимание направлено на исследование познавательного интереса как интегрального образования, состоящего в познавательном отношении к действительности и, тем самым, определяющее нравственное развитие и физическое становление, трудовое воспитание и эстетическое совершенство и, в целом, духовное развитие человека. Указанный подход обобщает, что отношение к труду познания является союзником в решении воспитательных проблем, ибо основным компонентом в формировании любого личностного качества выступает знание - интерес к познанию, стремление знать. С другой стороны, познавательный интерес, сам выступая предметом воспитания, требует комплексной выработки всех структурных компонентов, присущих личностному качеству: потребностей, знаний, умений, чувств и волевых проявлений личности.
Основные вопросы содержания и методики воспитательной работы в начальных классах, задачи и принципы организации воспитания младших школьников раскрываются в ряде трудов. Обстоятельно представлен раздел «Младшеклассник» в Программе воспитания школьника, а также вопросы организации воспитательной деятельности с учащимися I—III классов подробно освещены в Примерном содержании воспитания школьников. В них задача формирования познавательного интереса в явном виде не включена в содержание деятельности педагога-воспитателя. Однако знания и умения, как основные компоненты познавательного интереса, определяют философскую основу реализации воспитательной программы школьников: «Отношение проживается только тогда, когда оно обеспечено знаниями и умениями» (Н.Е. Щуркова). Путь реализации положений ее авторской программы представляет схему: предъявление своим воспитанникам социально-психологического явления («Знаю!»), т.е. формирование понятия, знания предмета в его значимости для жизни — раскрытие реальных путей, проведение реальных групповых дел по проживанию этого отношения в процессе выработки умения взаимодействовать с этим предметом («Умею!») — итогом становится сформировавшееся отношение к собственной жизни как произведению собственной деятельности («Люблю!»).
И.С. Марьенко в своих рекомендациях по организации системы воспитательной работы задачу формирования познавательного интереса приводит лишь как вспомогательную, формулируя ее, как «участие в совершенствовании, развитии познавательных интересов у школьников». Между тем, воспитательная работа как базовое средство личностного развития учащихся требует обоснования ее процессуальных и содержательных характеристик в качестве самостоятельного источника целенаправленного формирования познавательного интереса. Таким образом, приведенные программы создают определенные предпосылки для раскрытия сущности проблемы на методическом уровне. Анализ же методических руководств показывает, что педагогическая инструментовка осуществления взаимосвязи между характером организации воспитательных дел и уровнем развития познавательного интереса мало исследована. К примеру, в пособии О.С. Богдановой и В.И. Петровой приемы воспитания у учащихся интереса к учению, занимательные формы учебной работы рассматриваются как основные атрибуты реализации воспитательной функции урока, а как направление внеклассной деятельности не дифференцируются. Умственное развитие детей, удовлетворение познавательных интересов учащихся выделены первоочередной задачей внеклассной воспитательной работы в книге Л.Р. Болотиной, Д.И. Латышиной. Среди форм внеклассной познавательной деятельности авторы отводят особое место кружковой работе, а также называют «конкурсы, викторины, беседы, рассказы о новом в мире науки и техники, игры познавательного характера, прослушивание радиопередач, чтение и обсуждение книг для детей». Также подчеркивается прикладной характер приобретаемых знаний, умений и навыков: «В свободное от уроков время дети сообща добиваются результатов в опытнической работе, в изготовлении простейших моделей, учебных пособий». Важный интерес для творческого поиска в исследуемой области представляет приводимое в пособии наблюдение из практики В.А. Сухомлинского: «Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются «теоретики» и «мечтатели». «Теоретики» углубляются в детали явлений, докапываются до сущности, у них заметное тяготение к рассуждениям. «Мечтатели», «поэты» видят предмет или явление в его общих очертаниях, на них производят большое впечатление красота заката, грозовая туча, в то время как «теоретики» спрашивают, отчего небо в одно время бывает лазурным, в другое - алым .».
Материалы по педагогике:
Совместное обучение в современной школе
Многое в школьном образовании индифферентно по отношению к половой принадлежности учеников. Четыре элемента педагогической системы (по Беспалько) – цели, содержание, методология и формы обучения в программах, в методических пособиях, - традиционно «бесполые». При одной и той же школьной методике об ...
Интерес в мотивационной сфере и влиянии эмоций на мотивацию
учения
Характеризуя интерес в общепсихологическом определении – это эмоциональное переживание познавательной потребности как один из компонентов учебной мотивации. Сам по себе интерес – это сложное неоднородное явление. Интерес определяется «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных проце ...
Использование информационно-коммуникационных технологий обучения
С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школы, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошк ...