Учебная мотивация, как и любая другая, является системным, иерархически структурированным образованием и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.
Учебная мотивация основывается на потребности — психическом состоянии, что характеризуется познавательной активностью ребенка, ее готовностью к усвоению знаний. Эмоциональное переживание познавательной потребности и ее удовлетворение является интересом.
Важной предпосылкой возникновения интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов этой деятельности, понимания ее содержания, осознания важности добытых знаний для собственной жизнедеятельности.
Необходимым условием развития интереса к содержанию учебы и собственно учебной деятельности является такая ее организация, которая дает возможность ученикам проявить интеллектуальную самостоятельность и инициативность. Поэтому на уроках стараюсь использовать такиезадания и вопросы, решение которых требует от учеников активной поисковой деятельности.
Важную роль в формировании интереса к учению играют создание проблемных ситуаций, посильная сложность учебного материала. Я стараюсьразнообразитьучебный материал и приемы учебной деятельности. Познания нового также должно основываться на ранее усвоенных знаниях. Большое значение в развитии интереса к обучению имеют его эмоциональная расцветка, личность педагога, формы его общения с учениками.
Разные виды интереса можно соотнести с определенными мотивационными ориентациями. О. Савонько и Н. Симонова выделяют четыре мотивационных наставления (на процесс, на результат, на оценку учителя и на «избежание неприятностей»), которые вместе с другими компонентами учебной мотивации определяют направленность, содержание и результаты учебной деятельности. Эффективность учения связана в первую очередь с ориентациями личности на процесс и результат, гораздо меньше — с ориентацией на оценивание учителя и почти вовсе не зависит от ориентации на «избежание неприятностей».
Таким образом, учебная деятельность предопределяется прежде всего внутренним мотивом, когда познавательная потребность личности «встречается» с предметом деятельности — формированием обобщенного способа действия — и «опредмечивается» в нем, а также с внешними мотивами (самоутверждение, престиж, обязанность, необходимость, достижение и т. п.). Существенно, хотя неоднозначно, на эффективность обучения влияет потребность в общении и доминировании.
В формировании мотивационной сферы надо учитывать эмоциональное отношение ученика к учению. Выделяют три типа такого отношения: отрицательное, нейтральное и положительное.
Важным элементом мотивационной сферы являются цели, которые обеспечивают реализацию мотивов. Мотивы соотносятся с учебной деятельностью в целом, а цели отвечают отдельным учебным действиям, обеспечивают их реальное выполнение. Процесс постановки целей требует определенных умений, уровень сформированности которых характеризует зрелость мотивационной сферы ученика. К таким умениям принадлежат:
ü обоснованный выбор одной из нескольких возможностей;
ü самостоятельная постановка и длительное удерживание цели;
ü постановка перспективных целей и их корректировки в зависимости от обстоятельств;
ü реализация поставленных целей, выбор адекватных средств реализации и преодоления возможных препятствий.
Установлены такие психологические детерминанты устойчивости учебной мотивации:
ü зависимость от исходного типа мотивационной структуры (преобладает процессуальная мотивация) придает структуре большей устойчивости;
Материалы по педагогике:
Исследование психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
Психолого-педагогический эксперимент является основным методом исследования детей дошкольного возраста. Диагностическое исследование проводилось в течение сентября на базе МДОУ детский сад № 181 г. Хабаровска. В эксперименте приняли участие 20 детей подготовительных к школе групп. При проведении пс ...
Диагностика уровней развития познавательного интереса у
младших школьников и состояния его формирования в реальной воспитательной
практике
На основе проанализированной научно-методической литературы было проведено экспериментальное исследование с целью подбора и апробации методов и приемов формирования познавательного интереса во внеучебной воспитательной работе. Экспериментальная работа проводилась на базе МКОУ «Основная общеобразова ...
Диагностика нарушенных речевых функций у детей 5-6 лет с дислалией
Научные исследования в области теории и практики логопедии доказали, что проведение комплексного и своевременного обследования ребенка с речевой патологией позволяет точно выявить структуру имеющегося нарушения и определить адекватные пути, средства, методы коррекции дефекта. Экспериментальная част ...