Теория социальной работы выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Сюда относятся: исследование таких проблем, как закономерности, принципы и методы осуществления социальной работы с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы. Важное практическое значение при этом имеют комплексные междисциплинарные исследования социальных проблем с выходом на социальный прогноз и моделирование развития социальных процессов, а следовательно, и возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов.
По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т.д.; она тяготеет к психологии, социологии, педагогике, медицине.
Наиболее глубоким социальным основанием, основополагающей целью социальной работы является гармонизация всей системы отношений - в семье, коллективе, нации, обществе в целом. Таким образом, практическая суть социальной работы определяет и ее содержание как науки.
Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой, - такова практическая цель социальной работы, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия.
Подобный подход исключает сведение задач социальной работы только к обоснованию необходимости социальной помощи или же социальной защиты определенных слоев населения, к некой совокупности суждений и рекомендаций по данным проблемам. Подобное редуцированное понимание упрощает ее действительное содержание и не раскрывает полностью ее социальной сути. Безусловно, социальная помощь, равно как и социальная защита населения, являются важными направлениями социальной работы. Однако ее социальная суть значительно глубже и может быть понята только с широких социальных позиций, в том числе с позиций социально-философского мировоззрения.
Социальная работа применяет принципы социально-философского познания к анализу конкретной проблемы социальной сферы. В отличие от конкретных социальных наук она рассматривает проблемы с точки зрения их специфических признаков и интегративных свойств. Социальная работа включает предварительный сбор информации, системный анализ объекта, выдвигает гипотезы, сопоставляет факты, строит модели развития.
С учетом данной характеристики социальной работы определяются и критерии компетентности социального работника общего профиля. Социальный работник такого типа - это не узкий специалист по психотерапии, проводимой с индивидами или семьями. Он не специализируется только на работе с группами и коллективом. Диапазон его действий включает и то, и другое. Чаще всего по роду своей профессиональной деятельности он должен консультировать индивидов и семьи, быть фасилитатором в группе, прослеживать, мобилизовывать и даже создавать соответствующие общественные ресурсы, то есть быть компетентным во многих областях знаний. Свою компетентность высококвалифицированный специалист проявляет в таких направлениях деятельности как:
оценка потребностей, ситуаций, действующих сил, степени возможного риска;
планирование соответствующих действий;
Материалы по педагогике:
Психологическая поддержка учеников, обучающихся в классе, на
уровне родительского комитета
В первых классах у детей только формируется психика, и очень важно, чтобы она формировалась правильно. В школе ребенку могут помочь как учителя, так и родительский комитет в сотрудничестве с социальными работниками. Родительский комитет, в свою очередь, обязан: обеспечить индивидуальный подход к ка ...
Влияние вредных привычек на развитие подростков
Одна из проблем современного общества - огромное количество курящих людей, в том числе возросло число курящих подростков, которые курят, чтобы выглядеть взрослее, курят, чтобы завоевать авторитет среди сверстников, курят из любопытства, за компанию, чтобы похудеть, потому что это модно, не задумыва ...
Технология использования игр Никитиных для развития
умственных способностей
Диагностика умственных способностей дошкольников показала, что у большинства детей слабо развиты психические процессы. Мы решили развить умственные способности детей. Для этого мы использовали развивающие игры Никитиных. Все игры были предложены детям в интересной форме. Предлагались такие игры: «С ...