Программа изучения личности учащегося

Материалы о педагогике » Деятельность школьного психолога » Программа изучения личности учащегося

Страница 1

Программа изучения личности учащегося предполагает исследование его индивидуально-психологических особенностей, а также особенностей его контактного окружения Материалы исследования могут использоваться для составления психологической характеристики на учащегося по схеме:

Фамилия, имя, отчество учащегося, возраст, пол, класс, школа, адрес.

Семья: состав, возраст, образование, профессия, характер взаимоотношений с учеником, жилищные и материальные условия. Состояние здоровья ученика, его отношение к здоровью.

Положение в классном коллективе, характер отношения к окружающим людям и среде, социальные роли в семейном и классном коллективах, коммуникативные способности (устные, письменные), перцептивные способности (уровни восприятия и понимания партнера по общению), интерактивные способности (способность к взаимодействию с другими людьми).

Направленность личности: познавательная направленность (интересы, склонности), идеалы (гуманистические, духовные), профессиональные интересы, склонности, планы, творческая направленность.

Черты характера: активность, организованность, моральные качества, волевые черты, деловитость, старательность, бережливость, аккуратность и др.

Уровни развития самосознания: осознание себя, самопознание, самооценка, самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль, самореализация, самосовершенствование и др.

Индивидуальный опыт: общая и экологическая культура, просвещенность, грамотность (правовая, экономическая и др.)

Психические процессы, интеллект, творчество: внимание и внимательность, ощущение и восприятия, мышление (интеллектуальные установки, чувствительность к несоответствиям и способность к постановке вопросов, анализу и синтезу понятий, самостоятельность в интеллектуальных поисках и др.), воображение и творчество (способность к созданию новых образов из известных элементов путем синтеза и фантазии), память (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная и др.).

Психофизиологические качества: темперамент (сензитивность НС, подвижность, пластичность, сила нервных процессов, работоспособность, эмоциональность).

Отношение к курению, алкоголю, наркотикам.

На первый взгляд кажется, что составить психолого-педагогическую характеристику на любого школьника класса, в котором студент ведет педагогическую практику, можно легко и быстро. Практика, однако, говорит о другом. Для составления обоснованной характеристики надо располагать такими сведениями, которые можно получить лишь в результате целенаправленного изучения детей. Основным методом изучения школьников является систематическое наблюдение за их действиями и поступками на уроках, при выполнении трудных заданий, общественных поручений и т.д. Но метод наблюдения сам по себе, взятый изолировано от других методов и приёмов изучения, не всегда позволяет установить причину того или иного поступка. Поэтому наблюдение необходимо сочетать с опросом и беседой. Беседу можно вести не только с изучаемым школьником, но и с его товарищами, особенно друзьями, с которыми он проводит значительную часть времени в школе и на улице. Много ценных сведений можно почерпнуть из бесед с родителями и старшими членами семьи. Также можно использовать метод – изучения продуктов деятельности, эксперимент.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Программа изучения личности учащегося
Программа изучения личности учащегося предполагает исследование его индивидуально-психологических особенностей, а также особенностей его контактного окружения Материалы исследования могут использоваться для составления психологической характеристики на учащегося по схеме: Фамилия, имя, отчество уча ...

Проблемы усвоения женской половой роли
Новорожденной девочке «везет», конечно же, больше. Она с самого начала имеет соответствующую ее полу ролевую модель, поэтому ей в дальнейшем не придется отказываться от своей первичной идентификации с матерью. Врачи, воспитатели детского сада, учителя только помогут ей сформировать адекватный образ ...

Понятие о нарушении осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития
Осанка - это приобретенное человеком в процессе роста и развития привычное, непринужденное положение тела, сохраняемое в покое и при движении. Осанка или привычная поза, приобретается, вырабатывается в течение всего периода роста. Она во многом зависит от положения позвоночного столба и развития мы ...

Навигация