Результаты наблюдений за традиционными тренировками по боксу показали соотношение (по времени) использования тренерами продуктивных и репродуктивных методов (рис. 2).
В ходе собеседования тренера ответили на вопрос: «Почему же, несмотря на ряд достоинств, проблемное обучение не имеет большого распространения среди тренеров?». По их мнению, причин этому несколько:
1. Продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему.
2. Есть учебные проблемы очень легкие для освоения, и боксеры решают их быстро и свободно с применением репродуктивного метода.
3. Есть учебные проблемы, которые боксеру сложно решать самостоятельно. Понизить уровень проблемности (т.е. кое-что подсказать ему) можно только объяснительно-иллюстративным методом.
4. Чтобы вызвать у боксера познавательный интерес, нужно, чтобы он уже имел достаточный боевой опыт, приобрести который он может только с помощью соревновательного метода.
5. При формировании технических умений и навыков продуктивные методы уступают по скорости обучения объяснительно-иллюстративному и репродуктивному методам, где большое значение имеет показ тренера и подражание боксера.
6. Продуктивные методы для успешного применения требуют более высокой квалификации тренера и больших затрат времени и труда как при проведении проблемного занятия, так и на этапе его подготовки.
1. объяснительно-иллюстративный;
2. репродуктивный;
3. проблемного изложения;
4. частично-поисковый (или эвристический);
5. исследовательский.
Рис. 2. Показатели соотношения (%) времени использования
продуктивных и репродуктивных методов
на традиционных тренировках по боксу (ноябрь 20 г.)
1. объяснительно-иллюстративный;
2. репродуктивный;
3. проблемного изложения;
4. частично-поисковый (или эвристический);
5. исследовательский.
Рис. 3. Показатели соотношения (%) времени использования
продуктивных и репродуктивных методов на тренировках по боксу с использованием личностно ориентированного подхода (декабрь 20 г.)
Однако, не смотря на вышеперечисленные причины, в ходе применения личностно ориентированного похода на тренировочных занятиях в декабре удалось изменить соотношение применения репродуктивных и продуктивных методов (рис. 3).
Результаты экспресс-анализа личностно ориентированного подхода при обучении детей технике спортивных движений отражены в соответствующих протоколах.
Общая экспертная оценка признаков личностной ориентации в деятельности и поведении боксеров при обучении их спортивным движениям в декабре составила 27 баллов, что выше на 5 баллов по отношению к ноябрю (традиционным тренировкам).
Удалось повысить за счет личностной ориентации поведение боксеров по следующим признакам:
- «свободно, без боязни выражают свое мнение» - с 2-х на 3 балла,
- «предлагают разные способы выполнения тренировочного задания» - с 1-го на 2 балла,
- «предлагают к изложению известные им факты, знания, случаи из жизни» - с 1-го на 2 балла,
- «свободно владеют разными видами самоанализа» - с нулевого на 1 балл,
Материалы по педагогике:
Методы и формы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
«Методы воспитания в семье - это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальн ...
Методы практической коррекции
Я проходила практику в МОУ СОШ №20, где проводила различные тестирования, анкеты, беседы, классные часы на актуальные темы профилактики алкоголя, наркомании, табакокурения в современном мире, а также были темы, касающиеся взаимоотношений детей и родителей и детей между собой, целью которых было уст ...
Выбор системы обучения
Волков знаком с 5 системами обучения. (его классификация): 1. Линейно-последовательная система обучения – учебный материал по предмету изучается последовательно: каждый учебник, предмет разбивается на главы, разделы, параграфы, каждый раздел является продолжением предыдущего и опирается на него. Св ...