Информационные технологии в управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся

Материалы о педагогике » Информационные технологии в управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся

В настоящее время в современной системе образования появляется больше возможностей для организации и эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Контролируя процесс обучения, преподаватель нередко сталкивается с рядом трудностей, которые не позволяют обрабатывать в достаточной мере полученную информацию и находить недостатки в знаниях учащихся. Традиционные методы управления учебно-познавательной деятельностью, к сожалению, не позволяют получить необходимый результат. Таким образом, преподавателю необходимо искать новые пути выявления определенных пробелов в знаниях учащихся.

Внедрение усовершенствованных информационных технологий в образовательный процесс является одной из основных задач современной системы образования. Преподаватель, в свою очередь, должен активно использовать в своей деятельности компьютерные технологии как одно из важных средств активизации и управления учебно-познавательной деятельностью. Таким образом, использование новейших технологий помогает преподавателю организовать и диагностировать учебный процесс, а также осуществлять контроль и эффективное управление учебно-познавательной деятельностью.

На сегодняшний день наиболее актуальной становится реализация определенных методических концепций посредством разработки компьютерных программ, адаптированных к учебным курсам. С нашей точки зрения, использование компьютерных технологий в учебном процессе не только способствует эффективной организации учебно-познавательной деятельности учащихся, но и позволяет преподавателю контролировать процесс усвоения знаний и умений и во время устранять возникающие недостатки и недочеты. Кроме того, для совершенствования процесса обучения и повышения качества образования новейшие компьютерные технологии должны быть направлены на автоматизацию процессов обработки и сбора необходимой для педагогической диагностики информации.

Обучение иностранному языку является в настоящее время достаточно важным аспектом образования. Одной из основных целей обучения иностранному языку является коммуникативная цель, направленная на формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся. В настоящей работе нами будут рассмотрены основные компьютерные программы, направленные на эффективную активизацию и управлению познавательной деятельностью учащихся. Контроль в обучении иностранному языку немаловажен, поскольку как и в других предметах, малейшие недочеты и ошибки учащихся в будущем приведут к непониманию больших разделов предмета или даже целого курса. Таким образом, при подготовке занятий посредством компьютерных технологий преподаватель должен учитывать индивидуальные способности каждого ученика.

Многие исследователи занимаются проблемой использования и разработки средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. Именно такие средства, по мнению ученых, способствуют развитию творческих способностей учащихся, интереса и мотивации. Исследованием проблемы занимались С.И. Архангельский «Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы», В.П. Беспалько «Образование и обучение с использованием компьютера», П.Я. Гальперин «Методы обучения и умственное развитие ребенка», П.И. Пидкасистый «Организация учебно-познавательной деятельности студентов», Н.Ф. Талызина «Формирование познавательной деятельности учащихся» и другие. Кроме этого, исследователи рассматривают процесс учебно-познавательной деятельности как систему, совокупность определенных видов деятельности, которые направлены на решение поставленных учебных заданий. В работах С.А. Архангельского, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, М.С. Дмитриева, П.И. Пидкасистого также рассматриваются основные этапы процесса управления учебно-познавательной деятельностью, способы и основные принципы организации процесса обучения. Так, Архангельский С.И. в своих трудах рассматривает основные цели и задачи организации учебно-познавательной деятельности, основные механизмы эффективного осуществления процесса обучения. В.П. Беспалько в своих работах на основе теории программированного обучения разработал концепцию управления учебным процессом.

Проблемой исследования учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения иностранного языка занимались такие исследователи, как И.А. Зимняя «Психология обучения иностранным языкам», Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез «Методика преподавания иностранного языка», Б.Г. Ананьев «Психология и проблемы человекознания» и другие.

Целью данной дипломной работы является анализ эффективности управления учебно-познавательной деятельностью в процессе обучения иностранному языку.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи исследования:

- рассмотреть основные подходы к изучению понятия «учебно-познавательная деятельность»,

- выявить основные принципы, цели и задачи использования компьютерных технологий в процессе обучения,

- рассмотреть основные характеристики и классификации компьютерных средств обучения;

- проанализировать эффективность использования компьютерных технологий в процессе управления учебно-познавательной деятельностью учащихся,

- охарактеризовать основные подходы к использованию компьютерных технологий для изучения иностранного языка,

- провести диагностическое исследование по выстраиванию управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий.

Объектом исследования данной дипломной работы является учебно-познавательная деятельность учащихся.

Предметом исследования являются информационные технологии, используемые в обучении.

Научная новизна данной работы заключается в том, что нами будут проанализированы основные принципы и концепции по организации управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на примере иностранного языка.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе нами будут рассмотрены основные теоретические понятия и методы использования информационных технологий, основные классификации компьютерных технологий, модели и принципы разработки компьютерных продуктов.

Во второй главе нами описан эксперимент, проведенный со студентами профессионального училища, которые обучаются по специальности "Повар, кондитер", "Парикмахер". Целью эксперимента является выявление эффективности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий.

Материалы по педагогике:

Опыт совершенствования организации учебного процесса
Любое занятие должно быть сориентированно, спроектировано, инструментовано, а затем - исполнено, проанализировано, оценено. Такова технологическая цепочка процесса педагогического труда. Если подготовка к занятиям - крайне важная часть учебно-воспитательного процесса, то учебный процесс - главное е ...

Возрастные аспекты воспитания и обучения
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростков ...

Выбор системы обучения
Волков знаком с 5 системами обучения. (его классификация): 1. Линейно-последовательная система обучения – учебный материал по предмету изучается последовательно: каждый учебник, предмет разбивается на главы, разделы, параграфы, каждый раздел является продолжением предыдущего и опирается на него. Св ...

Навигация