Современный этап педагогической деятельности - это переход от информационно-объяснительной технологии к деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Учителю стоит помнить, что он пришёл в школу не преподавать учебные предметы, а решать проблемы детей средствами учебных предметов и другой внепредметной деятельностью. Поэтому судьбы детей зависят от того, насколько добр и внимателен учитель, профессионален в контакте с ними. Учитель делает детей активными участниками педагогического процесса, пробуждая у них стремление к высоким достижениям и сотрудничеству.
Общение - один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности. Отсюда задача учителя - присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника, выделить те способы, которые доминируют в его работе с учебным материалом, проявить истинное уважение к детям, попытка их понять, принять такими, как есть, и пробудить у них стремление к достижениям, без которого не может быть успеха в учении, увлечённости познанием. Ведь период младшего школьного возраста является сензетивным, когда проявляется особая пластичность нервной системы ребёнка к педагогическому воздействию. Вот почему важно, чтобы это воздействие было продуктивным, гуманным, ориентированным на выявление скрытых потенциальных возможностей младших школьников.
Школьное образовательное учреждение - ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в школьном возрасте. Именно дошкольное детство и младший школьный возраст особенно расположены к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Учебная работа в школе связана программой, ограничена во времени и не в состоянии удовлетворить все разнообразные интересы и запросы учащихся. В задачу внеклассной работы входит организация досуга и разумных развлечений учащихся. Устное народное творчество может охватывать очень широкий и разнообразный круг вопросов, на которых учитель не имеет возможности останавливаться во время учебного процесса, а они-то как раз и очень интересны для учащихся.
Младшим школьникам присущ динамизм, стремление как можно быстрее увидеть конечный результат, большое желание сделать что-либо самостоятельно, но отсутствует достаточная теоретическая подготовка, неумение надолго сосредоточиться на каком-то одном виде деятельности. Поэтому учителю необходимо учесть эти особенности при планировании работы с этой возрастной группой – чередовать теоретические и практические занятия, чаще контролировать, направлять.
Развитие внеклассных занятий требует от учителя постоянного творчества, перехода от простых форм знаний к более сложным, например, от беседы - к диспуту и т.п.
Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности.
Материалы по педагогике:
Психологические основы письменной речи на старшем этапе
В этом параграфе мы ставим перед собой цель рассмотреть письменную речь с точки зрения психологии и определить особенности старшего школьного возраста. Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации ...
Математический бой. Схема проведения
Схема матбоя. Математический бой - это соревнование двух команд в решении нестандартных задач, подобранных жюри, в умении рассказывать решение у доски и в умении проверять чужие решения. Команды получают одинаковые задачи и решают их в разных помещениях в течении заданного времени. Таким образом, м ...
Поведение как психологическая категория
Основной задачей данного раздела является определение понятия «отклоняющееся поведение личности». Определить понятие - значит раскрыть его содержание через род - подведение определяемого понятия под более широкое по объёму родовое понятие. Отклоняющееся поведение - это прежде всего некая форма пове ...