(а). Согласование прилагательных с существительными среднего рода.
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Сегодня утром почтальон принес посылку с вареньем (показывает банку с вареньем). А какое оно, мы не знаем. Давайте попробуем догадаться. Варенье из яблок? Какое? Из груши какое варенье? Из клюквы? Из сливы? Из клубники? Из малины? Из вишни? Из банана? Из ананаса? Повтори за мной: грушевое, малиновое, вишневое, банановое, ананасовое варенье. |
Яблочное варенье. Грушевое варенье. Клюквенное варенье. Сливовое варенье. Клубничное варенье. Малиновое варенье. Вишневое варенье. Банановое варенье. Ананасовое варенье. Дети повторяют. |
(б). Учить детей составлять распространенные предложения по схеме типа: существительное + глагол + относительное прилагательное + дополнение (субъект – предикат – объект).
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Физкультминутка (динамическая пауза) | |
Встаньте в круг. Будем в повара играть, Никому нельзя зевать. Если повар будешь ты, Что сготовишь, назови? (Логопед надевает поварской колпак на голову рядом стоящего ребенка. Этот ребенок полным предложением отвечает на вопрос логопеда.) Ты готовишь напиток из клюквы? Какой напиток ты приготовишь? Ты готовишь пирог из яблок? Какой пирог ты приготовишь? — … запеканку из творога? — … котлеты из курицы? — … бульон из мяса? — … оладьи из картофеля? — … суп из рыбы? — … борщ из свеклы? — … компот из сливы? — … суп из фруктов? |
Я приготовлю клюквенный напиток. Я приготовлю яблочный пирог. — творожную… — куриные… — мясной… — картофельные… — рыбный… — свекольный… — сливовый… — фруктовый… |
(в). Создание проблемной ситуации для закрепления усвоенного типа предложения.
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
(Логопед достает из стола конверт, вынимает из него письмо от Незнайки.) Пришло письмо от Незнайки. Исправьте ошибки (логопед читает): Лена купила вишня сок. Ваня съел шоколад конфета. Мама приготовила картошка пюре. Папа сварил молоко суп. А сейчас я узнаю, кто из вас самый внимательный. Кто вспомнит, чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Как назвали гномика, который помогал нам составлять новые слова? |
Лена купила вишневый сок. Ваня съел шоколадную конфету. Мама приготовила картофельное пюре. Папа сварил молочный суп. Дети вспоминают этапы занятия. |
На каждом занятии (индивидуальном, подгрупповом, фронтальном) использовался наглядный материал, соответствующий дидактическим требованиям, этапу и содержанию логопедической работы.
После проведения формирующего эксперимента нами был организован контрольный эксперимент для оценки эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
На этапе контрольного эксперимента, который проводился в апреле 2009 года на базе МДОУ «Детский сал №133», были проанализированы результаты экспериментальной логопедической работы по развитию словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.
Были проанализированы индивидуальные, общие и среднегрупповые значения. Выполнение заданий детьми экспериментальной группы представлены в таблице №3.
Качественно-количественный анализ выполнения заданий представлен следующим образом.
Из приведенных данных видно, что почти все дети набрали одинаковые баллы. Самая высокая суммарная балльная оценка у двух детей (20%) – (Андрей И., Ксюша Т.). Они набрали 23 балла. Дети хорошо справились с заданиями на словообразование качественных, относительных и уменьшительно-ласкательных прилагательных и существительных, и с заданием на словообразование детенышей животных, где показали уровень выше среднего (3 балла). Однако задание на словообразование притяжательных прилагательных Андрей И. выполнил на уровне ниже среднего, что соответствует 1 баллу. Он допустил ошибки в таких словах, как (горка изо льда – лёдная горка; солнце – сосьный день; этот стирает – этот уже постирал – вместо уже стер и т.д.).
Материалы по педагогике:
Задачи, содержание современной системы
литературного чтения в начальных классах
«Литературное чтение как учебный предмет в младших классах предшествует начальному курсу литературы в школе основной, который, в свою очередь, продолжается в полной средней школе (в старших классах) курсом, построенным на историко-литературной основе. Такой подход делает литературное чтение первым ...
Коррекция фонетической стороны речи у детей с двуязычием
Как отмечают исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей (И.А. Гаджиев, Р.А. Аязбекова, Н.М. Филимошкина и др.), недоразвитие фонетический стороны речи у ребенка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. П ...
История изучения проблемы заикания и причин его возникновения
История изучения заикания насчитывает более двух тысяч лет, поэтому эту проблему можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Заикание известно человечеству столько, сколько существует человеческая речь. Разное понимание его сущности обусловлено уровнем разви ...