Методические указания: повторяя игру, можно каждому ребенку дать по 2-3 предметные картинки и попросить составить по ним предложение. Постепенно воспитатель увеличивает число картинок, по которым составляется предложение, тем самым, увеличивая и количество слов в предложении. Следует обратить внимание на то, что предложения бывают длинные и короткие в зависимости от количества слов в них. Детям можно объяснить это примерно так: «Петя придумал длинное предложение, ведь ему дали много картинок, а Саша короткое, так как ему дали мало картинок». Картинки можно брать из игр «Лото на четырех языках», «Не зевай» или из любой игры, где картинки подобраны по темам.
Эти задания и упражнения мы использовали на фронтальных занятиях по произношению, по подготовке к обучению грамоте и на подгрупповых занятиях по лексическим и лексико-грамматическим темам, которые были выстроены в определенной последовательности:
Первый период обучения: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад – огород», «Сезонная одежда – обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы, звери, их детеныши».
Второй период: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель»,
«Наш город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад – огород».
Третий период: «Весна», «1 Мая», «Лето», «Сад – огород», «Школа», «Наш дом», «Наша улица», «Наш город».
Приводим пример подгруппового занятия по теме: «Словообразование на примере относительных прилагательных», проведенного в экспериментальной группе.
Цели занятия:
Активизация предметного словаря и словаря признаков по лексической теме: «Продукты питания».
Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.
Практическое усвоение относительных прилагательных в словосочетаниях (по типу: «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без неё.
Согласование прилагательных с существительными в роде. Учить детей составлять распространенные предложения по схеме типа: существительное + глагол + относительное прилагательное + дополнение (субъект – предикат – объект). Создание проблемной ситуации для закрепления усвоенного типа предложения.
Психологическая база речи: развитие слухового внимания и увеличение объема кратковременной линейной памяти до 6-ти лексических единиц, развитие логического мышления.
Развитие регулирующей функции речи: поэтапное усложнение инструкции.
Лексический материал:
Слова, сложные по семантике: запеканка (запеченная в печке, духовке, еда), оладьи (толстый блин), бульон (жидкость, в которой варилось мясо).
2. Слова, сложные по слоговой структуре:
а) Пятисложные со стечением согласных (вермишелевый, картофельный);
б) Трехсложные слова со стечением согласных (творожная, фруктовое, свекольное).
Оборудование: предметные картинки, полиэтиленовые мешочки с продуктами, поварской колпак, конверт с письмом.
Ход занятия
Расширение предметного словаря и словаря признаков по теме: «Продукты питания».
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Организационный момент | |
Сегодня наше занятие начнется необычно. Вы по очереди будете занимать свои рабочие места. Первым сядет тот, кто назовет полным предложением, что едят люди. Я произнесу 3 слова, а вы назовете 2, похожих по звучанию, родственных слова: сахар – лисица – сахар-ный (логопед голосом и паузой выделяет словообразующую частицу «ный»). Послушайте еще раз, как звучат эти слова. сахар – сахар-ный Что общего в их звучании? Какая часть слова повторяется? Чем не похожи эти слова по звучанию? |
Дети называют продукты питания и садятся за столы. сахар – сахар-ный «сахар» «ный». |
Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Основная часть | |
К слову сахар добавилась частица «НЫЙ», которая любит приклеиваться к словам. Видите, гномика на картинке (логопед показывает нарисованного гномика на картинке), назовем его «Ный». Давайте поставим гномика «Ный» к словам, нарисованным на картинках. (Одновременно выставляется картинка продукта и картинка гномика «Ный»). Назовите, какой напиток получается из хлеба, кефира, лимона. |
хлеб – ный, хлебный кефир – ный, кефирный лимон – ный, лимонный Хлебный напиток, кефирный напиток, лимонный напиток. |
Практическое усвоение относительных прилагательных в словосочетаниях (по типу: «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без нее.
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Вы назвали напитки (то, что мы пьем). У вас на столах ( на стол каждому ребенку разложены полиэтиленовые мешочки, в которых находятся продукты: вермишель, горох, фасоль, свекла, рис, …) разные продукты, назовите свои продукты. У меня вермишель, а у тебя что? Из вермишели можно варить вермишелевый суп. Какой суп можно сварить из вашего продукта? Сейчас раздам вам пакеты, в них находятся другие продукты. Угадайте, что в них лежит? У меня перловка. Давайте сварим кашу из этих продуктов. Из перловки вариться перловая каша. Какая каша варится из ваших продуктов? |
У меня горох. А у тебя что? У меня фасоль. У меня свекла. У меня рис. У меня картофель. И т.д. Из гороха – гороховый суп, Из фасоли – фасолевый суп, Из свеклы – свекольный суп, Из риса – рисовый, Из картофеля – картофельный суп. У меня – рис. У меня – гречка. У меня – манка. У меня – горох. Из риса – рисовая каша, Из гречки – гречневая каша. Из манки – манная каша, Из гороха – гороховая каша. |
Материалы по педагогике:
Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
необходимо определить, что представляет собой отношение в современных условиях. На психологическом уровне проблема отношений детально рассматривается В.Н Мясищевым, который пишет, что отношение – сознательная и активная система временных связей человека с окружающей действительностью. Отношение - ф ...
Факультативные занятия по математике и методика их проведения
Факультативные занятия по математике ведутся в школе с 7 класса со следующим числом недельных часов: 7 класс – 1 час, 8 класс -1 час, 9 - 2 часа. Главной целью факультативных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математиче ...
Структура профессионального общения в педагогическом процессе
Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, началь ...