Организация и содержание констатирующего эксперимента

Страница 6

Методические указания: повторяя игру, можно каждому ребенку дать по 2-3 предметные картинки и попросить составить по ним предложение. Постепенно воспитатель увеличивает число картинок, по которым составляется предложение, тем самым, увеличивая и количество слов в предложении. Следует обратить внимание на то, что предложения бывают длинные и короткие в зависимости от количества слов в них. Детям можно объяснить это примерно так: «Петя придумал длинное предложение, ведь ему дали много картинок, а Саша короткое, так как ему дали мало картинок». Картинки можно брать из игр «Лото на четырех языках», «Не зевай» или из любой игры, где картинки подобраны по темам.

Эти задания и упражнения мы использовали на фронтальных занятиях по произношению, по подготовке к обучению грамоте и на подгрупповых занятиях по лексическим и лексико-грамматическим темам, которые были выстроены в определенной последовательности:

Первый период обучения: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад – огород», «Сезонная одежда – обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы, звери, их детеныши».

Второй период: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель»,

«Наш город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад – огород».

Третий период: «Весна», «1 Мая», «Лето», «Сад – огород», «Школа», «Наш дом», «Наша улица», «Наш город».

Приводим пример подгруппового занятия по теме: «Словообразование на примере относительных прилагательных», проведенного в экспериментальной группе.

Цели занятия:

Активизация предметного словаря и словаря признаков по лексической теме: «Продукты питания».

Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

Практическое усвоение относительных прилагательных в словосочетаниях (по типу: «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без неё.

Согласование прилагательных с существительными в роде. Учить детей составлять распространенные предложения по схеме типа: существительное + глагол + относительное прилагательное + дополнение (субъект – предикат – объект). Создание проблемной ситуации для закрепления усвоенного типа предложения.

Психологическая база речи: развитие слухового внимания и увеличение объема кратковременной линейной памяти до 6-ти лексических единиц, развитие логического мышления.

Развитие регулирующей функции речи: поэтапное усложнение инструкции.

Лексический материал:

Слова, сложные по семантике: запеканка (запеченная в печке, духовке, еда), оладьи (толстый блин), бульон (жидкость, в которой варилось мясо).

2. Слова, сложные по слоговой структуре:

а) Пятисложные со стечением согласных (вермишелевый, картофельный);

б) Трехсложные слова со стечением согласных (творожная, фруктовое, свекольное).

Оборудование: предметные картинки, полиэтиленовые мешочки с продуктами, поварской колпак, конверт с письмом.

Ход занятия

Расширение предметного словаря и словаря признаков по теме: «Продукты питания».

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Организационный момент

Сегодня наше занятие начнется необычно. Вы по очереди будете занимать свои рабочие места. Первым сядет тот, кто назовет полным предложением, что едят люди.

Я произнесу 3 слова, а вы назовете 2, похожих по звучанию, родственных слова:

сахар – лисица – сахар-ный

(логопед голосом и паузой выделяет словообразующую частицу «ный»).

Послушайте еще раз, как звучат эти слова.

сахар – сахар-ный

Что общего в их звучании? Какая часть слова повторяется?

Чем не похожи эти слова по звучанию?

Дети называют продукты питания и садятся за столы.

сахар – сахар-ный

«сахар»

«ный».

Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Основная часть

К слову сахар добавилась частица «НЫЙ», которая любит приклеиваться к словам. Видите, гномика на картинке (логопед показывает нарисованного гномика на картинке), назовем его «Ный». Давайте поставим гномика «Ный» к словам, нарисованным на

картинках. (Одновременно выставляется картинка продукта и картинка гномика «Ный»).

Назовите, какой напиток получается из хлеба, кефира, лимона.

хлеб – ный, хлебный

кефир – ный, кефирный

лимон – ный, лимонный

Хлебный напиток, кефирный напиток, лимонный напиток.

Практическое усвоение относительных прилагательных в словосочетаниях (по типу: «Что это? Какой?») по наглядной опоре и без нее.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Вы назвали напитки (то, что мы пьем). У вас на столах ( на стол каждому ребенку разложены полиэтиленовые мешочки, в которых находятся продукты: вермишель, горох, фасоль, свекла, рис, …) разные продукты, назовите свои продукты.

У меня вермишель, а у тебя что?

Из вермишели можно варить вермишелевый суп. Какой суп можно сварить из вашего продукта?

Сейчас раздам вам пакеты, в них находятся другие продукты. Угадайте, что в них лежит? У меня перловка.

Давайте сварим кашу из этих продуктов. Из перловки вариться перловая каша. Какая каша варится из ваших продуктов?

У меня горох. А у тебя что?

У меня фасоль.

У меня свекла.

У меня рис.

У меня картофель. И т.д.

Из гороха – гороховый суп,

Из фасоли – фасолевый суп,

Из свеклы – свекольный суп,

Из риса – рисовый,

Из картофеля – картофельный суп.

У меня – рис.

У меня – гречка.

У меня – манка.

У меня – горох.

Из риса – рисовая каша,

Из гречки – гречневая каша.

Из манки – манная каша,

Из гороха – гороховая каша.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Материалы по педагогике:

Теоретическое обоснование исследуемой проблемы
необходимо определить, что представляет собой отношение в современных условиях. На психологическом уровне проблема отношений детально рассматривается В.Н Мясищевым, который пишет, что отношение – сознательная и активная система временных связей человека с окружающей действительностью. Отношение - ф ...

Факультативные занятия по математике и методика их проведения
Факультативные занятия по математике ведутся в школе с 7 класса со следующим числом недельных часов: 7 класс – 1 час, 8 класс -1 час, 9 - 2 часа. Главной целью факультативных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математиче ...

Структура профессионального общения в педагогическом процессе
Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения: прогностический, началь ...

Навигация