Помимо электромагнитов, в науке и технике широко применяют постоянные магниты, с которыми учащиеся частично уже знакомы. Важно показать процесс намагничивания стальных предметов магнитным полем электрического тока.
Для опыта берут стальной стержень (ножовочное полотно, напильник) и наматывают на него 20—30 витков изолированного провода. Пропускают по обмотке постоянный ток и, вынув стержень, обнаруживают его магнитные свойства. Проделывают аналогичные опыты с алюминиевым, медным, стеклянным и другими стержнями. Исследуя их, выясняют, что они не становятся магнитами. Можно намагнитить стальные опилки, насыпанные в пробирку. Пробирка ведет себя как магнит. После встряхивания опилок ее магнитные свойства исчезают.
Изучение магнитов завершают наблюдением магнитных линий, полученных с помощью железных опилок. Сопоставляя картину магнитных линий постоянного магнита и катушки с током, делают вывод об их схожести. Знакомят учащихся с гипотезой Ампера о молекулярных токах, кратко рассказывают об электронных представлениях о природе магнитных свойств вещества.
Земля, как известно учащимся, представляет собою естественный постоянный магнит. Происхождение земного магнетизма до сих пор является научной проблемой, полностью еще не решенной. Предполагается, что земной магнетизм связан с жидким ядром, в котором возможна циркуляция электрических токов. С помощью космических аппаратов исследуются магнитные поля других планет, что может пролить свет на происхождение магнитного поля небесных тел и Земли. Так, например, советские станции «Венера» установили, что собственное магнитное поле у Венеры отсутствует. Есть данные, что это единственная планета Солнечной системы, не имеющая собственного магнитного поля.
Стальные тела могут в поле Земли намагничиваться так же, как в магнитном поле катушки с током. В некоторых случаях это нежелательно. Примером может служить намагничивание кораблей в магнитном поле Земли. Во время Великой Отечественной войны такие корабли могли стать мишенью для магнитных мин, которые автоматически ориентировались в магнитном поле корабля. Советские ученые в короткий срок разработали надежный способ размагничивания кораблей и тем самым спасли многие корабли от гибели. Способ размагничивания состоял в том, что корпус окружался проводом, по которому пропускался ток нужного направления и силы, магнитное поле которого и размагничивало корабль.
Материалы по педагогике:
Диагностика музыкального восприятия у младших школьников на констатирующем
этапе исследования
Для диагностики качественного уровня музыкального восприятия у младших школьников нами были определены три основных параметра: 1) способность ученика к самостоятельному анализу средств музыкальной выразительности произведения; 2) способность находить взаимосвязь между средствами выразительности и с ...
Проблемы развития творческих способностей в процессе обучения
В организации процесса обучения учащихся в современных общеобразовательных средних школах и учреждениях подобного типа четко проявляются такие, в частности, тенденции, как углубление изучения предметов школьного и вузовского цикла за счет увеличения количества времени, отводимого на изучение этих п ...
Принципы целевого отбора текстов
Коммуникативно-прагматический подход к фактам языка, рассмотрение их в русле теории речевой деятельности, характерное для лингвистических и психологических исследований последних лет, представляется особенно плодотворным и перспективным для методики. И это не удивительно, поскольку основной задачей ...