С позиции клинико-психологического (медико-психологического) подхода дисграфия рассматривается не только как выделение соответствующего вида дисграфических ошибок, но и выделение клинических расстройств, сопровождающих дисграфию. Клинические и нейропсихологические исследования А. Н. Корнева (1995, 1997, 2003) позволили выявить неравномерности психического развития у детей с нарушениями речи, определить разные виды дисграфии, сопровождающиеся у детей различными по степени выраженности расстройствами нервнопсихической деятельности, выделить сочетания этих нарушений. Он выделил паралалический вариант дисграфии, фонематическую дисграфию, диспраксическую дисграфию, дисграфию, обусловленную нарушением языкового анализа и синтеза, которую относит к самой распространенной.
Т.В.Ахутина (2001) с позиции нейропсихологического подхода выделила варианты трудностей письма, которые часто встречаются у детей, но механизмы которых редко обсуждаются в логопедической (педагогической) литературе: трудности письма по типу регуляторной дисграфии, нарушения письма, обусловленные трудностями поддержания рабочего состояния и активного тонуса коры головного мозга, зрительно-пространственная дисграфия по правополушарному типу. В отличие от «правополушарных», «левополушарные» затруднения при письме могут проявляться в заменах букв, соответствующих близким по звучанию и произношению звукам; в нарушениях программирования и контроля. Т. В.Ахутина подчеркивает, что трудности при письме могут быть разной степени выраженности, и совсем не обязательно достигают того уровня тяжести, который предполагается при дисграфии. Наиболее достоверно определить механизм имеющейся дисграфии и прогнозировать возможные варианты будущих трудностей письма у старших дошкольников позволяет, по мнению Т. В. Ахутиной, нейропсихологический анализ состояния высших психических функций ребенка. Одни и те же по внешним проявлениям ошибки могут иметь разную природу, разные механизмы и для определения механизма необходимо учитывать весь симптомокомплекс особенностей письма.
А.Л.Сиротюк (2003), опираясь на исследования нейропсихологов в отношении сложной мозговой организации письма, выделяет три ведущих вида его нарушения: речевые дисграфии (моторная и сенсорная), идущие в синдроме различных форм нарушений; неречевые дисграфии (гностические) – в синдроме нарушения восприятия: зрительного, пространственного, оптико-пространственного; дисграфии как нарушения или несформированности целенаправленного поведения, его организации и контроля, несформированности мотивов.
С позиции современной теорией логопедии в 70—80-х годах XX столетия разработана классификация сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена, в создании которой принимали участие Л. Г. Парамонова, В. А. Ковшиков, Р. И.Лалаева, Л. С. Волкова, Г. А. Волкова, Б.Г.Яковлев и другие ученые. Ее принцип – изучение недостаточности высших психических функций (речевых и зрительно-пространственных), обеспечивающих процесс письма, а механизм расстройства — неполноценность операций письма (преимущественно лингвистических). Выделяются виды
артикуляторно-акустической дисграфии,
дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания,
дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза,агрмматической дисграфии,
оптической дисграфии.
В основе артикуляторно-акустической дисграфии лежит отражение неправильного произношения на письме, что сравнимо с акустичской дисграфией О.А.Токаревой и дисграфией на почве расстройств устной речи М.Е.Хватцева («графическое косноязычие»). Наблюдаются ошибки в виде смешений и пропусков букв, когда проговаривание при записи, важное для начала обучения письму, не является полноценной опорой для опознавания звуков и звукобуквенного структурирования слов (нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, не сформированы четкие кинестетические образы звуков). Иногда ошибки могут быть после устранения их в устной речи, так как слухопроизносительная дифференциация звуков еще в процессе развития. С другой стороны, не все ошибки устной речи отражаются на письме, что обусловлено компенсацией сохранных функций (четкой слуховой дифференциацией и сформированности фонематических функций).
Материалы по педагогике:
Младший школьник и его особенности отношения к живому
Младший школьный возврат - один из этапов развития человека, один из периодов детства, само название которого говорит о том, что он связан с обучение в начальной школе. В нашей стране название возраста «младший школьник» воспринимается как единство возможное для детей, которые по современным россий ...
Психолого-педагогические особенности развития личности в ранней юности
Старший школьный возраст относят к ранней юности, характеризующейся наступлением физической и психической зрелости. В этот период происходит физиологическое созревание организма, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, что обеспечивает приток крови ко всем частям организма. ...
Ноосферная реальность - единая целостность материального и духовного бытия
Образование и связанное с ним воспитание представляются важнейшими составляющими развития современной России. Образование нельзя оторвать от других составляющих ноосферной реальности, потому что конечной целью образовательного процесса и служит постижение этой целостной биосферно-ноосферной реально ...