Современные представления о дисграфии

Страница 5

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса и мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. В письме проявляется в виде замен графически и оптически сходных букв, искажений одинаковых элементов букв, различно расположенных в пространстве или отличающихся дополнительными элементами, пропусков элементов при соединении букв с одинаковым элементом, отрыве элемента от буквы. При литеральной дисграфии ребенок не может написать букву даже изолированно, при вербальной – изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова появляются искажения и замены. У левшей, при органических поражениях мозга иногда может наблюдаться зеркальное письмо. Оптическая дисграфия характерна для детей с ЗПР, страдающих ДЦП, умственно отсталых, левшей.

Большое значение для понимания дисграфии как языкового расстройства имеет выделяемая многими исследователями зависимость дисграфических ошибок от характера речевого материала: фонетического контекста и чередования звуков в слове, длины и сложности фонетического ряда, особенностей структуры предложений, семантики слов и др. Так, по исследованиям Л.Г.Парамоновой, Н.В.Лалаевой, у детей с ОНР существуют специфические особенности формирования лексической системности: в норме у детей 5-6 лет преобладают случайные ассоциации, у детей с ОНР возрастает число словообразовательных ассоциаций и появляются грамматические. Изолированные формы дисграфии встречаются редко и на практике в основном диагностируются смешанные формы дисграфии.

В аспекте взаимосвязи процессов в функциональных системах Е.Ф.Попова [30], на уровне 1 блока у детей наблюдается медленный угасающий темп выполнения, инертность переключения с одного задания на другое, нарастание мышечного тонуса, специфические ошибки; 2 блок характеризуется ошибками по типу смешения с нарушением переработки слухоречевой информации; в 3 блоке у детей заметны нарушения серийной организации движений и речи, недостаточности программирования, регуляции, контроля произвольной психической деятельности, ошибки по типу инертности-персеверации. Типы ошибок будут различны, так как нарушения в различных блоках могут наблюдаться раздельно или в сочетании.

Нарушение языковых операций письма может быть связано и с неполноценностью невербальных компонентов системы, например, слабостью слухоречевой памяти при дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания и дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза; несовершенством мыслительных операций при дисграфии, связанной с несформированностью языкового анализа и синтеза.

Таким образом, понимание нарушений письменной речи у детей как следствия недоразвития компонентов речевой функциональной системы содержится в работах многих авторов (О.А.Токаревой, М.Е.Хватцева, А.Н.Корнева, Р.И.Лалаевой, Л.С.Волковой, Л.Г.Парамоновой, В.А.Ковшикова, Б.А.Яковлева, Т.В.Ахутиной, А.Л.Сиротюк и др.).

Классификация, разработанная специалистами кафедры РГПУ им. А. И. Герцена, получила широкое распространение в логопедической практике, так как рассматривая основные механизмы и проявления языковых и оптических нарушений у детей с дисграфией, позволяет соотносить виды дисграфии с определенными и хорошо известными логопедам направлениями и методами коррекции.

По характеру письменных ошибок артикуляторно-акустическую дисграфию трудно различить, поэтому необходимо исследовать устную речь. Нарушение фонемного распознавания (дифференциация) может быть обусловлено нарушениями слухового и кинестетического анализа, операциями выбора фонем, слухового и кинестетического контроля за выбором. Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза может быть вследствие в целом недоразвития ребенка, либо процесс не сформирован как умственное действие. Количество ошибок при аграмматической дисграфии растет при переходе ребенка на стадию связной письменной речи, выявляются сложности в установлении логических и языковых связей между предложениями, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными словами и предложениями. Аграмматизмы на письме не обязательно связаны с аграмматизмами в устной речи. Оптическая дисграфия может быть литеральной (ребенок даже изолированно может не писать конкретную букву) и вербальной (ошибки будут возникать при записи слов). Данная классификация ориентирована на коррекцию дисграфии. Внутри каждой формы можно выделить несформированность определенных операций письма. Наиболее часто встречается смешанная дисграфия в сочетании различных механизмов нарушения. Для каждой формы дисграфии разработана методика устранения, при смешанной дисграфии методики комбинируются.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Материалы по педагогике:

Основные средства организации деятельности учащихся
Режим дня учащегося - сточки зрения физиологии и гигиены - есть точно установленный распорядок жизни, предполагающий правильное чередование в течении суток труда, отдыха, питания и сна, соблюдение правил личной гигиены. Формированием режима дня школьника занимаются учителя, родители, и конечно, сам ...

Преподавание портретной живописи на уроках МХК
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Для каждого урока по разделу «Портретная живопись» необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные природе сам ...

Методы и приемы работы по слушанию музыки
Методика обучения навыкам слушания музыки сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств. Исполнение музыки и слово педагога – методы обучения Художественное исполнение музыки — это выр ...

Навигация