Психолого-педагогическая характеристика детей контрольной и экспериментальной групп

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Психолого-педагогическая характеристика детей контрольной и экспериментальной групп

Страница 1

Эксперимент проводился на базе ГБДОУ «Детский сад №67» и ГДОУ «Детский сад № 35» Московского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до 6 лет 7 месяцев: 10 детей экспериментальной группы с тяжелым нарушением речи – общим недоразвитием речи (по данным МППК) и 10 детей контрольной группы с нормальным речевым развитием.

Характеристика детей экспериментальной группы. В эксперименте из 10 дошкольников участвовали 5 девочек и 5 мальчиков в возрасте от 6 лет до 6 лет 5 месяцев. Все испытуемые посещают детский сад для детей с нарушениями речи от 1года 2месяцев до 1года 6 месяцев. По данным логопедического заключения у всех детей тяжелое нарушение речи, ОНР. Из беседы с логопедами выяснено, что у всех детей ОНР (III уровень); у 5 детей задержка речевого развития, у 6 детей дизартрия, у 2 детей заикание, у 1 ребенка – выход из алалии. Преимущественно это дети с 2 и 3 группой здоровья.

Вредности пренатального периода (патологии беременности) в виде токсикоза, повышения тонуса матки на поздних сроках беременности, внутриутробной гипоксии плода, курения, приема противовирусных лекарственных средств, эмоциональной реакции на развод наблюдалась у 8 женщин. Преждевременные роды, кесарево сечение, применение химической и механической стимуляции, асфиксия наблюдались у 6 женщин. Родовспоможением в 2 случаях явилось кесарево сечение, в 2 случаях – механическая и химическая стимуляции, в 3 случаях – акушерские манипуляции. В анамнезах отмечаются патологии протекания родов: в 5 случаях – стремительные и срочные роды, обезвоженные роды у 2 матерей, в 3 анамнезах – слабая родовая деятельность, единожды отмечаются первые роды после 3 беременности и тугое обвитие пуповиной. У детей экспериментальной группы имеются сопутствующие диагнозы: ММД, резидуальная энцефалопатия, СДН, ПЭП, дисплазия тазобедренных суставов, пирамидная и спинальная недостаточность.

От 2 месяцев до полугода на грудном вскармливании находилось 6 детей. В раннем постнатальном периоде выявлены различные заболевания. До года болели 7 детей: ОРЗ, ОРВИ, острый ринофарингит, рахит. После года болели все 10 детей: ОРЗ, ОРВИ, ветряная оспа, о.пневмония, атопический дерматит, отит, скарлатина, аденоидит, дизентерия. При высокой температуре отмечались судороги у 3 детей. Отмечены травма головного мозга при падении у 1 ребенка, искривление носовых перегородок у 1 ребенка. У 8 детей отмечаются вялая осанка, плоско-вальгусные стопы, у 4 детей синдром гипервозбудимости. После года заболевания носят сочетающийся характер (инфекционные, травматические, соматические).

В раннем психофическом развитии 8 детей отмечаются нарушения сна, двигательное беспокойство, вялое сосание с быстрым утомлением во время кормления, трудность удерживания соска, отсутствие аппетита, частые поперхивания и срыгивания, переход на искусственное вскармливание, частый плач.

Раннее психомоторное развитие задерживалось у 3 детей. Они на 1,5-4 месяца (в отличие от нормы) стали позднее удерживать голову, сидеть, хватать и удерживать предметы, ходить. Их отличала малоподвижность и вялость. Изучение анамнестических данных показало, что у всех детей с ОНР тяжелое нарушение речи: появление гуления, лепета, первых слов и фраз задерживалось. Воздействие фактора неблагоприятного окружения на примере употребления алкоголя выявлено в 4 случаях, нарушения речи у родственников – в 3 случаях, жесткая позиция отца в воспитании – в 1 случае, критичное отношение к дефекту – в 3 случаях, разногласия в воспитании между родителями и старшим поколением – в 2 случаях, пассивное отношение – в 2 случаях.

Из бесед с воспитателями, специалистами и наблюдения за детьми в свободной деятельности и в ходе констатирующего эксперимента выявлено, что у большинства детей с ОНР беден лексический запас, отмечаются недостаточное понимание изменений значения слов с помощью приставок, суффиксов и трудности в различении причинно-следственных, пространственных отношений. В основном используются простые предложения, в словоизменении и словообразовании имен прилагательных, глаголов, числительных допускают многочисленные ошибки, затрудняются в подборе антонимов и синонимов. Дети экспериментальной группы чаще забывают сложные инструкции, нарушают последовательность действий, затрудняются в копировании геометрических фигур и рисовании. Они затрудняются в различении правой и левой руки, в определении положения предмета по отношению к другому или собственное местонахождение среди других, поэтому допускаются ошибки в ориентации на плоскости. Быстрая утомляемость, отвлекаемость сказывается на качестве выполнения предлагаемых заданий. Произвольное внимание детей в процессе становления и характеризуется сниженной избирательностью, объемом, устойчивостью, переключаемостью и распределением. Память характеризуется механичностью, ассоциативностью, моторностью повторения. Продуктивность и оригинальность воображения слабо выражены, не только в речевой деятельности, но и в эмоциональном плане. Развитие словесно-логического мышления задерживается. Детям удобнее действовать с наглядными образами в реальном мире, чем «в уме». Рефлексия в отношении результата и действий по его достижению слаба. Социальная ситуация развития чаще строится в системе занятий по развитию речи или моторики в изодеятельности со взрослыми или игре в паре со сверстником, отличаясь монотонностью чувств и эмоций. Большинство детей при возникновении затруднений отказываются от попыток стремления к улучшению результата.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Подбор рекомендаций для подростков по использованию компьютерных игр
На диагностическом этапе опытно-педагогической работы мы выяснили, что большинство учащихся используют компьютерные игры как развлечения, способ смены обстановки. Нами были подобраны рекомендации по использованию компьютерных игр: 1. Не садись играть, если ты сегодня не гулял. Постарайся погулять и ...

Педагогические технологии
Для успешного развития личности школьника в сфере физической культуры невозможно без широкого использования современных педагогических технологий в образовательном (воспитательном) процессе (ИКТ, проектные, исследовательские, развивающего обучения и др.). В процессе обучения учащихся и формирования ...

Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...

Навигация