Проблема общения - коммуникации занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. По утверждению М. С. Кагана первый серьёзный анализ общения как философской категории относится ещё к эпохе эллинской культуры. У Сократа и Платона впервые возникла этическая проблематика, отражающая межличностные отношения, а философское самосознание выступило в форме диалога, то есть интеллектуального общения самостоятельно и по-разному мыслящих людей.
Во главу угла ставили проблемы общения представители немецкой классической философии. Л. Фейербах показал значение диалога между «Я» и «Ты» как двумя логическими субъектами. «Истинная диалектика, - утверждал он, - не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Ты».
В философских учениях экзистенциализма, персонализма, философской антропологии фундаментальное значение имела постановка проблемы взаимоотношений между индивидами. В процессе её рассмотрения формировалась философская теория общения.
Тема общения или коммуникации проходит красной нитью через всё творчество Карла Ясперса, представителя экзистенциальной философии. Подчёркивая необходимость общения в жизни человека, Ясперс говорит, что человеческий «разум требует беспредельной коммуникации, он сам – тотальная воля к коммуникации». «Поскольку во времени мы не можем объективно обладать истиной как единой и вечной и поскольку наличное бытие возможно только наряду с другим наличным бытием, - считает философ, - экзистенция постигает себя лишь в сообществе с другой экзистенцией, коммуникация являет собой образ открытия истины во времени». Ясперс рассуждает о том, что для человека существует ряд больших соблазнов, например, удалиться от людей в вере в Бога, оправдать своё одиночество мнимым знанием абсолютной истины. Подобным соблазнам и утверждениям философ противопоставляет идею так называемой философской веры, которую можно назвать также верой в коммуникацию. Обосновывает он эту идею двумя положениями: истина есть то, что нас соединяет, и – в коммуникации заключены истоки истины.
Вопросы человеческого общения рассматривали и представители философского течения персонализма. Основная идея этого течения – признание личности первичной реальностью и высшей духовной ценностью. Для основоположника персонализма Э. Мунье личность «общительна по своей природе». Отсутствие или нарушение процесса коммуникации философ считает губительным для человека. Он пишет: «Все формы безумия являются поражением в отношениях с другими». Говоря о смысле своего существования, Мунье подчёркивает: «Я существую лишь в той мере, в какой существую для другого…».
В целом, с позиций идеалистической философии общение сводится к сугубо нравственным, внесоциально и внеисторически трактуемым отношениям.
В материалистической философии напротив, общение рассматривается как общественное по сути своей явление, изменяющееся вместе с развитием общества и именно из него черпающее своё содержание и свои функции.
На наш взгляд, целесообразным является целостный подход к рассмотрению проблем общения, выявление его социокультурной детерминации, исследование структуры, функций, многообразия форм его существования. С подобных позиций рассматривает философский аспект понятия «общение» М.С. Каган. Он затрагивает такую глобальную проблему как взаимоотношение различных культур.
Рассматривая проблему взаимоотношений культур, М. С. Каган берёт за основу позицию Карла Ясперса. Перенося идею «экзистенциальной коммуникации» с уровня межличностного на уровень отношений совокупных субъектов и культур, К. Ясперс приходит к выводу, что проблема взаимопонимания, диалога различных культур, народов и религий – жизненная необходимость. Во взаимоотношении культур одна культура может относиться к другой и как к некоему объекту, и как к подобному себе равноценному субъекту. В общении культур, по мнению философа, не имеет значения - вступает ли некая культура в диалог с современной ей культурой или с культурой прошедшей эпохи. Произведения культуры бессмертны и позволяют вступать с ними в контакт, независимо от временных рамок их создания.
Материалы по педагогике:
История возникновения и развитие ритмики, партерная гимнастика как раздел
ритмики
«Создателем системы музыкального ритмического воспитания является Эмиль Жак-Далькроз (1856 – 1950) – швейцарский педагог, композитор, общественный деятель. Занимаясь в Женевской консерватории со студентами, Далькроз обратил внимание на то, что далеко не все могут выполнять ритмический рисунок в пре ...
Методические разработки по теме: «Внутреннее строение и размножение рыб»
Урок 1. Внутреннее строение и особенности размножения рыб Оборудование: плакаты «Внутреннее строение костистой рыбы»; «Развитие костистой рыбы»; муляж головного мозга рыбы; рабочие карты: № 5. «Внутренние строение костистой рыбы», № 6. «Размножение рыб» (см. Приложения); карточки-задания для «тихог ...
Изучение системы развивающего обучения на основе работ
Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Эльконин Даниил Борисович (1918-1959) - виднейший советский психолог, автор всемирно известной периодизации возрастного развития. Давыдов Василий Васильевич - академик, вице-президент РАО, автор теории развивающего обучения, теории содержательного обобщения. Эта технология направлена на развитие ло ...