Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических трудах

Материалы о педагогике » Формирование культуры делового общения » Проблема общения-коммуникации в философских и психолого- педагогических трудах

Страница 4

Установлено, что коммуникативный потенциал – относительно стабильное личностное образование, формирующееся в детстве. Важными факторами его развития являются: общий характер взаимоотношений в семье, уровень эмоционального контакта между родителями и детьми, личный опыт общения и т. д. Высокий уровень коммуникативности, общительности – условие успешной адаптации человека в любой социальной среде, по отношению к разным видам деятельности, его продуктивного взаимодействия с другими людьми. Отсюда практическая значимость формирования потребности в общении, воспитания коммуникативных способностей и умений, что должно начинаться с детства и осуществляться на протяжении всей жизни человека.

Л.А. Петровская различает общение по принципу субъектно-объектной и субъектно-субъектной схем. В первом случае только один из партнёров выступает в полноправной роли субъекта, в то время как второму партнёру отводится роль простого объекта взаимодействий и манипуляций со стороны первого. Таково, в частности, общение по типу приказов, различного рода предписаний, поучений и т. п. К этому же типу относятся и случаи доминирования одного из партнёров, когда по тем или иным причинам общение не приобретает характера подлинного диалога, а остаётся монологическим. Субъектно-субъектные принципы предполагают равенство психологических позиций участников, стремление к сопереживанию, обоюдную активность сторон, при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую.

В процессе общения человек оказывается в роли субъекта и объекта этого общения. Как субъект он познаёт других участников общения, проявляет к ним определённое отношение, т. е. воздействует на них. И одновременно он оказывается объектом познания для тех, с кем общается, так как они оказывают на него воздействие. Это одновременное пребывание то в роли субъекта, то объекта характерно для любого процесса общения.

По мнению польского психолога Е. Мелибруды, для успешного общения важна реализация некоторых факторов. Первый – это так называемая надёжность говорящего, предполагающая открытую демонстрацию своих намерений; проявление тёплого и доброжелательного отношения; демонстрацию своей компетенции в обсуждаемом вопросе; умение убедительно излагать. Второй фактор – понятность сообщений. Эффективность коммуникации возрастает, если говорящий исчерпывающе и конкретно формулирует свои мысли, так, что собеседнику становятся до конца понятны его идеи и точки зрения. Необходимо уточнять, высказывает ли говорящий собственную точку зрения или передаёт разделяемую им точку зрения других. Тогда слушатель яснее представляет себе источник информации, что способствует лучшему пониманию партнёра. Третий фактор, необходимый для успешного общения – наличие обратной связи. Примером отсутствия данного фактора может служить отказ от демонстрации чувств, вызванных замечаниями партнёра, стремление придать своему лицу в важных ситуациях межличностного общения выражение «непроницаемой маски», соблюдение конвенциональных форм вежливого поведения. Опасность подобного отношения коммуниканта заключается в том, что при отсутствии информации о том, как его воспринимают собеседник сам формирует у себя некоторые представления общение этом, зачастую не совпадающие с действительностью.

При рассмотрении процесса общения следует обратиться к соотношению понятий «общение» и «деятельность». В научной литературе прослеживаются различные подходы к этой проблеме. Так, М. С. Каган, занимаясь философской теорией деятельности, приходит к выводу, что общение лежит в пределах деятельности, являясь одним из её составных видов .

А.В. Мудрик утверждает, что «с точки зрения педагогики выделение свободного общения как особого вида деятельности может быть признано весьма целесообразным».

В то же время Л. П. Буева трактует общение как нечто принципиально иное, чем деятельность: «Деятельность и общение – две взаимосвязанные, относительно самостоятельные, но не равноценные стороны единого (индивидуального и общественного) процесса жизни».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе заним ...

Каковы достоинства оригами
Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листике скрыты многие образы: и кораблик, самолётик, домик, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи ...

Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...

Навигация