Уровень адаптации:1 балл - дезадаптация, 2 балла - не адаптирован, 3 балла - начальный, 4 балла - позитивная динамика, 5 баллов - адаптирован, 6 баллов - хорошо адаптирован.
Мотивация: игр. – игровая, позн. – познавательная, учебная.
Отношение к школе: отр.- отрицательное, настор. - настороженное, полож. –положительное.
Самооценка: адек. – адекватная, заниж.– заниженная, завыш. – завышенная, низ. – низкая, выс. – высокая.
н/в - не выявлен уровень фактора.
Исходя из результатов обследования можно сказать, что полностью адаптированных к обучению в школе детей (из числа опрошенных) нет. Наибольшую озабоченность вызывают Владислав Середа и Егор Сидорцов, которые отказались выполнить рисунок.
В ходе исследования 6 первоклассников проявили положительное отношение к обучению в школе, что является основой для дальнейшей успешной социально - психологической адаптации. В рисунках учащиеся не показывают понимания того, что происходит в школе, хотя эмоциональное отношение у большинства позитивное, их мотивы игровые, интересы инфантильны, саморегуляция не сформирована. У остальных детей адаптация идет, однако, у большинства на рисунках отмечается разбросанность, непонимание правил, непонимание своего места в школьной жизни, во многих случаях можно говорить о детскости, отсутствии учебной или познавательной мотивации, а также ориентации в пространстве школы. У некоторых детей отмечается тревожность, настороженность по отношению к школе, агрессивность. Особую тревогу в этом смысле вызывает Белова Анна, Громоздин Владимир, Богдан Минухин, Богдан Молчанов.
В ходе проведенного исследования было выявлено что большинство первоклассников имеют игровую мотивацию. В связи с приоритетом игровой мотивации учителям и родителям необходимо включать максимальное количество игровых моментов там, где это оправдано содержанием обучения. Было установлено, что у двух первоклассников (Владислав Середа, Егор Сидорцов) наблюдается низкая адаптированность к обучению. Для дальнейшей социальной и психологической адаптации следует обратить более пристальное внимание на учебную подготовку, организацию, порядок, режим дня, структурирование работы, а также на поведение ребенка в школе в школе.
В ходе проведенной работы было установлено, что успех социально - психологической адаптации детей младшего школьного возраста зависит от психологической и социальной готовности ребенка. Социально - психологическая готовность детей к школе отражает общий уровень развития ребенка, являясь сложным структурно - системным образованием. В связи с началом обучения в школе к детям младшего школьного возраста предъявляется ряд требований и задач. Результат решения этих новых, вставших перед ними задач, имеет большое влияние на дальнейшее обучение школьника и зависит от сформированности психологической сферы ребенка и его успешной социализации в школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка, ряд психических черт и качеств необходимых для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка, как многокомпонентное образование, состоит из мотивационной, интеллектуальной и эмоционально - волевой сфер. Психологически готовыми к принятию позиции школьника можно считать детей у которых сформирована структура мотивов направленных на обучение. Для детей 6 - 7 лет мотивация получения новых знаний является сильным стимулом к обучению. На данном этапе возникает опосредованный тип мотивации – основа произвольного поведения, что является необходимым для дальнейшего обучения ребенка. Положительная направленность ребенка к обучению в школе – это важнейшая предпосылка его успешной адаптации и принятие им соответствующих школьных требований. Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка младшего школьного возраста начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить поставленную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Важным компонентом в интеллектуальной сфере ребенка является развитие таких функций как внимание, память и воображение. Интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе характеризуют дифференцированность восприятия, способность к произвольной концентрации внимания, умение выделять существенные признаки предметов и явлений и устанавливать причинно - следственные связи между ними, рациональный подход к действительности, способность к логическому запоминанию, способность понимать и использовать вновь приобретенные знания, а также интерес к процессу обучения. Детям для обучения в школе необходимо обладать способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки и делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие и познавательная активность. Эмоционально - волевая сфера принимает участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Эмоции и воля ребенка развиваются в процессе деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Эмоционально-волевая сфера особенно важна для формирования учебной мотивации у ребенка и последующего развития познавательной потребности. Следует отметить, что все сферы психологической готовности тесно взаимосвязаны между собой и рассматривать их в отрыве друг от друга невозможно. О психологической готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время бесед с психологом. На данном этапе учителям и родителям важно сформировать позитивное отношение ребенка к школе.
Материалы по педагогике:
Вопросы формирования правильной речи у детей в
трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики
Принцип историзма - важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их накопления, развития и изменения. Направленное, с позиций современной логопедии, изучение литературного наследия основоположнико ...
Требования к правильному составлению тестов. Основные
правила подготовки материала для тестового контроля
Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность повышается при увеличении количества тестовых заданий. Установлено также, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежнос ...
Двуязычие в детском возрасте
Важен не только язык, на котором говорят с ребенком, но и язык, на котором общаются родители между собой. Чтобы оба языка были представлены в жизни ребенка равномерно, родителям рекомендуют говорить между собой на языке, отличающемся от языка окружения. Иногда, правда, кто-то из родителей не говори ...