Исследование социально-психологической адаптации первоклассников

Страница 1

Цель исследования: установление уровня адаптированности учащихся к обучению в школе.

Методика: проективный рисунок «Школа».

Первоклассникам были розданы листы формата А 4 и цветные карандаши с просьбой изобразить школу. Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записывались на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов: эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям: цветовая гамма, линия и характер рисунка, сюжет рисунка. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставлялась балльная оценка, после чего баллы суммировались.

Цветовая гамма: 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой). 1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона. 0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

Линия и характер рисунка: 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура. 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики. 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

Сюжет рисунка: 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток. 1 балл – обе характеристики присутствуют. 0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.

Анализ полученных результатов: 6 - 5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем. 4 - 2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно - учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей. 1 - 0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Таблица 1.

Ф.И. ученика

Уровень адаптации

Мотивация

Отношение к школе

Агрессивность

Само-оценка

Тревожность

Креативность

Белова

Анна

3

игр.

настор.

нет

заниж.

высокая

н/в

Галич

Никита

2

игр.

полож.

есть

адек.

нет

есть

Гостищев

Евгений

6

игр.

полож.

нет

заниж.

нет

н/в

Грицак

Елизавета

5

игр.

полож.

нет

адек.

нет

н/в

Громоздин Владимир

2

игр.

настор.

нет

адек.

высокая

н/в

Губарева Светлана

5

игр.

полож.

есть

заниж.

есть

н/в

Журавлева Рената

6

игр.

полож.

нет

адек.

нет

есть

Коломийченко

Анна

4

игр.

настор.

нет

адек.

есть

есть

Костин

Егор

4

игр.

настор.

есть

заниж.

есть

н/в

Кудинов Алексей

6

учебно-игр.

полож.

нет

адек.

нет

н/в

Мазуренко Георгий

4

игр.

отр.

есть

заниж.

нет

н/в

Минухин

Богдан

3

игр.

настор.

есть

адек.

высокая

н/в

Молчанова Анастасия

5

игр.

настор.

сильная

заниж.

есть

н/в

Молчанов

Богдан

4

настор.

сильная

заниж.

высокая

н/в

Одинцов

Геннадий

4

игр.

настор.

нет

адек.

есть

н/в

Перепелица Никита

5

игр.

настор.

нет

адек.

есть

н/в

Половко

Кирилл

5

учебно-игр.

настор.

есть

заниж.

есть

н/в

Прокопенко Дарья

5

игр.

настор.

есть

заниж.

есть

н/в

Сидора

Виталий

2

игр.

отр.

есть

заниж.

есть

н/в

Середа

Владислав

н/в

н/в

н/в

н/в

н/в

н/в

н/в

Сидорцов Егор

н/в

н/в

н/в

н/в

н/в

н/в

н/в

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Этапы формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста
Обучение ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений к умению выполнять его, а затем от умения к навыку . Формирование двигательного навыка проходит т ...

Диагностика умственных способностей старших дошкольников
Изучив теоретические и методические аспекты данной литературы этой проблемы, мы перешли к практической части; определили цель и задачи: 1. Выявить условия эффективности развития умственных способностей старших дошкольников. 2. Провести диагностику уровня развития умственных способностей детей. 3. П ...

Специфика философии как обязательного предмета ВУЗа
В комплексе образовательной программы в ВУЗах Российской Федерации философия является обязательным предметом, входя в состав так называемого федерального компонента. В силу этого все студенты второго курса ВУЗа, а на некоторых специальностях и первого, обязаны посещать занятия по философии независи ...

Навигация