Цель исследования: установление уровня адаптированности учащихся к обучению в школе.
Методика: проективный рисунок «Школа».
Первоклассникам были розданы листы формата А 4 и цветные карандаши с просьбой изобразить школу. Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записывались на обратной стороне рисунка.
Обработка результатов: эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям: цветовая гамма, линия и характер рисунка, сюжет рисунка. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставлялась балльная оценка, после чего баллы суммировались.
Цветовая гамма: 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой). 1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона. 0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).
Линия и характер рисунка: 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура. 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики. 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.
Сюжет рисунка: 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток. 1 балл – обе характеристики присутствуют. 0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.
Анализ полученных результатов: 6 - 5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем. 4 - 2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно - учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей. 1 - 0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.
Таблица 1.
Ф.И. ученика |
Уровень адаптации |
Мотивация |
Отношение к школе |
Агрессивность |
Само-оценка |
Тревожность |
Креативность |
Белова Анна |
3 |
игр. |
настор. |
нет |
заниж. |
высокая |
н/в |
Галич Никита |
2 |
игр. |
полож. |
есть |
адек. |
нет |
есть |
Гостищев Евгений |
6 |
игр. |
полож. |
нет |
заниж. |
нет |
н/в |
Грицак Елизавета |
5 |
игр. |
полож. |
нет |
адек. |
нет |
н/в |
Громоздин Владимир |
2 |
игр. |
настор. |
нет |
адек. |
высокая |
н/в |
Губарева Светлана |
5 |
игр. |
полож. |
есть |
заниж. |
есть |
н/в |
Журавлева Рената |
6 |
игр. |
полож. |
нет |
адек. |
нет |
есть |
Коломийченко Анна |
4 |
игр. |
настор. |
нет |
адек. |
есть |
есть |
Костин Егор |
4 |
игр. |
настор. |
есть |
заниж. |
есть |
н/в |
Кудинов Алексей |
6 |
учебно-игр. |
полож. |
нет |
адек. |
нет |
н/в |
Мазуренко Георгий |
4 |
игр. |
отр. |
есть |
заниж. |
нет |
н/в |
Минухин Богдан |
3 |
игр. |
настор. |
есть |
адек. |
высокая |
н/в |
Молчанова Анастасия |
5 |
игр. |
настор. |
сильная |
заниж. |
есть |
н/в |
Молчанов Богдан |
4 |
настор. |
сильная |
заниж. |
высокая |
н/в | |
Одинцов Геннадий |
4 |
игр. |
настор. |
нет |
адек. |
есть |
н/в |
Перепелица Никита |
5 |
игр. |
настор. |
нет |
адек. |
есть |
н/в |
Половко Кирилл |
5 |
учебно-игр. |
настор. |
есть |
заниж. |
есть |
н/в |
Прокопенко Дарья |
5 |
игр. |
настор. |
есть |
заниж. |
есть |
н/в |
Сидора Виталий |
2 |
игр. |
отр. |
есть |
заниж. |
есть |
н/в |
Середа Владислав |
н/в |
н/в |
н/в |
н/в |
н/в |
н/в |
н/в |
Сидорцов Егор |
н/в |
н/в |
н/в |
н/в |
н/в |
н/в |
н/в |
Материалы по педагогике:
Этапы формирования двигательных навыков у
детей дошкольного возраста
Обучение ребенка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений к умению выполнять его, а затем от умения к навыку . Формирование двигательного навыка проходит т ...
Диагностика умственных способностей
старших дошкольников
Изучив теоретические и методические аспекты данной литературы этой проблемы, мы перешли к практической части; определили цель и задачи: 1. Выявить условия эффективности развития умственных способностей старших дошкольников. 2. Провести диагностику уровня развития умственных способностей детей. 3. П ...
Специфика философии как обязательного предмета ВУЗа
В комплексе образовательной программы в ВУЗах Российской Федерации философия является обязательным предметом, входя в состав так называемого федерального компонента. В силу этого все студенты второго курса ВУЗа, а на некоторых специальностях и первого, обязаны посещать занятия по философии независи ...