Память и мышление неразрывно связаны между собою: нельзя думать последовательно, забывая предыдущие мысли и не припоминая того, что необходимо для формирования суждений и умозаключений. Вдумчивое самостоятельное чтение позволяет не только воспринять мысль автора, но и сопоставить с нею мысли других авторов об этом предмете и, оценив их правильность, прийти к собственному суждению о прочитанном.
Это суждение читателя может быть истинным или ложным. Оно будет истинным в том случае, если читатель располагает более верными основаниями для своего суждения, знает более того, что знает автор по данному предмету, - или же оно может быть ложным, если читатель не соглашается с автором, вовсе не вступая с ним в спор, а просто из нежелания думать по этому вопросу или в силу “мысленного каприза”, простого своеволия или прямого обращения не к рассуждению, к разуму, но к своим чувствам, страстям, желаниям, вовсе не считаясь с теми доводами, которыми автор обосновывает свои тезисы.
Суждение может быть ложным в случае, если читатель нарушает в процессе мышления законы логики и диалектики.
Как уже упоминалось, работая с книгой, приходится:
читать;
понимать;
разбираться в прочитанном;
записывать;
запоминать;
усваивать (ассимилировать).
Так как ни одно из этих действий не может быть осуществлено без участия памяти и мышления, то естественно, что они в процессе чтения воспитываются, развиваются, совершенствуются .
Чтение предполагает наличие читателя и автора, которые взаимно относятся друг к другу, как бы беседуют между собою. Недаром говорят, что чтение хороших книг – это беседа с лучшими умами человечества.
Иногда чтение книги превращается в молчаливый спор с ее автором, - в таких случаях проявляется уменье читателя спорить, спорить, т. е. правильно, логично мыслить. Читателю при этом помогает изучение таких пособий, которые учат доказывать истинность своих убеждений, если они верны, истинны, и опровергать ложные доводы, распознавать у себя и у других ошибки мышления.
В результате общения с ценными по содержанию книгами читатель делается все более и более осведомленным, опытным, искусным в анализе сложных путей человеческой мысли, в ее взаимосвязи с чувствами, переживаниями людей.
Самостоятельное размышление о предмете познания – один из необходимых и важнейших признаков самостоятельного чтения.
Пробуждение подобной умственной самостоятельности не у всех людей происходит одинаково и в одном и том же возрасте. Во всяком случае, этому может и должна содействовать работа с книгой.
Особенно плодотворно для воспитания мышления чтение таких книг, в которых оно представлено в наиболее непосредственном виде – в форме отвлеченных размышлений их авторов.
Читателю полезно будет узнать и о некоторых простых приемах, которые содействуют воспитанию памяти и мышления в процессе чтения, прежде чем он сможет применять более сложные виды самостоятельного мышления для изучения собственно философской литературы.
Во время чтения, во-первых, надо ясно понимать, что в любом тексте представлены две стороны его – то, о чем говорится (предмет мышления), и то, что именно говорится о предмете мышления. Надо приобрести навык различия этих двух элементов текста без особой остановки, как бы по ходу чтения, чтобы понимание “о чем” и “что” приходило само собою.
Надо всегда уяснять себе, о чем и что говорится в каждой отдельной фразе, абзаце, в каждом параграфе, главе и т. д., а затем – четко себе представлять и понимать, о чем и что именно говорится в статье, в прочитанной книге в целом и т.п.
Например, в абзаце:
“ .Крупные работники были также выдающимися мастерами работы, замечательными организаторами личного труда. Это были подлинные виртуозы в искусстве рационализации, выбора техники и приемов личной работы. Сами они не раз подчеркивали, что главные причины их успехов не столько в физической работоспособности или природной одаренности, сколько в методах работы, настойчиво совершенствуемых и постоянно применяемых” рассматривается вопрос о причинах успехов в творчестве крупных работников умственного.
Что же говорится в ответ на данный вопрос?
Утверждается, что главной причиной этих успехов являлись настойчиво совершенствуемые и постоянно применяемые методы их работы.
Второй прием воспитания логических навыков чтения состоит в постоянной заботе читателя не только о том, чтобы воспринять мысль, но еще и вникнуть в смысл этой мысли, зависящей от ее направленности, от определения автором, а затем и читателем, , ключевого слова (логического ударения).
Материалы по педагогике:
Позиция учителя при реализации проектного метода обучения
Анализ основных принципов работы педагога в рамках проектного метода обучения, был сделан на основе работ И.Д.Фрумина, А.Н.Тубельского, О.С. Газмана, Т.М. Ковалевой среди них: 1. 1. Принцип равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителей с учениками. Педагог признает и уважает индиви ...
Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе
формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из целей и задач нашего исследования, а, также опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы наметили и провели формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент проводился только в экспериментальной группе, контрольная группа функционировала в обычных условиях. Цель: развивать друж ...
Условия организации работы над выразительностью
чтения
Для эффективной работы над выразительностью чтения учащихся учителю следует знать условия работы над выразительностью чтения. К ним относятся следующие, изложенные М.Р.Львовым. 1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, у ...