Например, в предложении “Любовь к книге прививается с детства” логическое ударение представлено в слове “детство”.
В тексте оно не выделено при помощи подчеркивания или иного способа (особый шрифт и т.п.), но читатель должен сам осмысливать прочитанное, прочитанное, в уме определяя особый оттенок при восприятии мысли всего предложения.
Приведем пример уже не предложения, но целого абзаца в книге писателя В. Лидина:
“С книгами, которые стоят на моих полках, у меня душевная внутренняя связь. Я знаю судьбу и историю почти каждой из них, и мне кажется, что, когда я беру в руки ту или иную книгу, она тоже знает меня, и нам ничего не нужно объяснять друг другу”.
Здесь в тексте вовсе нет никаких выделений автором главного – особым шрифтом и т. п. Читатель должен самостоятельно мыслить, осмысливать, понимать прочитанное, четко уясняя себе главную мысль, состоящую в верном и тонком наблюдении автора, выраженном в словах, что с книгами его личной библиотеки у него “душевная внутренняя связь”. Характер этой связи автор поясняет во втором предложении данного абзаца.
Прочитав законченный раздел книги, следует кратно сформулировать для себя его основную мысль, ради утверждения которой автор написал данный раздел.
При этом полезно понять, что нового вы получили от чтения этой главы, какие новые мысли и чувства пробудило подобное чтение.
Это осознание и осмысление в процессе чтения неотделимо от воспитания памяти и мышления, так как читатель припоминает прочитанное и дает себе ясный отчет в его смысле. А приобщение нового к тому, чем читатель уже располагал в своей памяти и в своем сознании, расширяет его кругозор и формирует научное мировоззрение. Известно, что “писатель, как и всякий другой художник, умеет увидеть в окружающей его жизни и показать нам то, чего мы часто не замечаем, заставить задуматься над тем, что казалось совсем простым или не заслуживающим внимания”.
Усвоению логических навыков чтения и, одновременно, укреплению и воспитанию памяти читателя содействует фиксирование найденных смысловых выделений, например, посредством подчеркивания слов или предложений в тексте (если книга собственная) или посредством записи в форме логического плана, в котором отмечают то, о чем и в каком именно порядке говорилось в книге.
Конечно, логический разбор текста и записывание не происходит само собою, но именно в результате самостоятельного и вдумчивого чтения.
Потому что без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти, кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину.
Работая над воспитанием своей памяти и мышления, надо всегда учитывать неразрывную связь между ними.
Можно сравнить мысль с наконечником стрелы, а память – с ее оперением: они взаимно помогают друг другу при полете.
“Что значит разумное заучивание, - спрашивал выдающийся русский врач и педагог Н. И. Пирогов. - Не то ли, что оно не должно быть делом единой памяти, а разумным усвоением знания . Все знают, что один разум, без памяти не может действовать. Нельзя составить ни одного силлогизма (дедуктивного умозаключения), даже и энтимену (сокращенное выражение силлогизма), без памяти. Кто забудет первую посылку или вторую посылку, тот и до заключения не доберется”.
Хорошо поняв смысл прочитанного, полезно, а иногда даже необходимо выучит на память некоторые меткие выражения, сжатые формулировки, удачные сравнения.
Заучивая на память избранные места из книг, мы укрепляем свою память и обогащаем свои знания. Знание афоризмов, пословиц, поговорок, избранных отрывков из классических и других поэтических и художественных произведений не только обогащает письменную и устную речь, но и совершенствует умственную деятельность, не говоря уже об эстетическом воспитании читателя.
Записывание, в свою очередь, помогает видеть и слышать, совершенствуя так называемую “сенсорную культуру” (т. е. культуру работы органов чувств), неразрывно связанную с воспитанием памяти и мышления.
Хоть память крепкая
- большое благо,
Но все ж надежней памяти бумага!” -
- утверждал выдающийся мыслитель Востока Юсуф Хас Хаджиб.
Л.Н. Толстой, имевший колоссальную память, всю свою долгую творческую жизнь записывал свои мысли и наблюдения, итоги чтения и пр.
Он рекомендует “иметь при себе всегда карандаш и тетрадку, в которой записывать все замечательные сведения, наблюдения, мысли и правила, которые приходится приобретать во время чтения, разговора или размышления, и вечером записывать их по отделам в особой книге”.
Материалы по педагогике:
Социализация детей с нарушением слуха в условиях дошкольного
образовательного учреждения
Первый этап опытно-экспериментальной работы включает диагностические мероприятия по выше приведенным методикам. Диагностика методом опроса беседы показала следующие результаты: Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12 (42,8%) ребят. Определил ...
Анализ основных подходов к коррекции нарушений произношения и профилактики
вторичных отклонений у детей с дизартрией
Коррекционная работа при дизартрии осуществляется на основе комплексного подхода, в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка. Комплексный подход при устранении дизартрии включает три блока: Первый блок – медицинский. Его содержание определяет врач - невролог, кото ...
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11–12 до 14–15 лет). В этот короткий по а ...