Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста

Страница 1

Дошкольный возраст- период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста в психолого-педагогической литературе очень разнятся между собой. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре « более велики, чем в какой-либо сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания ( взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во- вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по данным австрийских психологов, записывающих на магнитофон разговоры детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний ребенок произносит около 11 тысяч слов в день .

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие-развитие значений слов. Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименований с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Это объясняется тем, что дети не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3-5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дошкольники понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются ( кукла, барабан, лейка, игрушка, одежда) . Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Н.Х Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания значений слов дошкольниками:

1.Прежде всего, в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Поэтому ребенок ищет в значении слова буквальное отражение явления , к которому относится слово.

2. Малыш ищет непосредственную связь между звучанием и значением слова, « бунтует» против немотивированного сочетания звуков в слове. Этим объясняется потребность дошкольника видоизменять звуковую форму слова. Ребенок как бы в самом звуке ищет значение слова.

3.В значение слова ребенок вкладывает живой, осязаемый образ.

4.Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам, которые он произносит: летчика называют «самолетчик».

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу, Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение « он с петухами спать ложится », ребенок возражает : « Нет , они заклюют»).

Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесенности к предметам и явлениям окружающего мира « значит» для ребенка разного возраста и разного уровня развития разное. Он показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом увеличивается роль компонентов логических. У ребенка 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5-6 лет- системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи. Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности , растет и ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общения. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации.

Страницы: 1 2 3

Материалы по педагогике:

Особенности овладения слоговой структурой слова детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией
Ребенок не сразу овладевает умениями воспроизводить все слоги слова: сначала наблюдаются пропуски слогов (элизии). При овладении слоговой структурой слова ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появл ...

Дошкольное образование в начале XX в
Империализм в России, как и в других странах, сопровождался жесточайшей эксплуатацией трудящихся, в том числе и женщин-матерей. В результате множество детей оставались безнадзорными. Однако правительство, не принимало каких-либо действенных мер к улучшению положения детей, ограничиваясь распростран ...

Сущностная характеристика процесса обучения выразительному чтению
Современная методика понимает кавык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом ...

Навигация