В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества - предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. Совместное творчество как вид совместной деятельности пронизывает сферы практики, где от команды требуется высокая степень активности, гибкости и транспрофессионализма. Совместное творчество предполагает поддержку и развитие любой идеи, результат совместного творчества - создание уникального, нового продукта, невозможного в рамках существующих правил и технологий.
При совместном творчестве от членов команды требуются совершенно особые качества и тип поведения: работа в разных ролевых и профессиональных позициях, ориентация на развитие всех других членов команды и на собственное профессиональное развитие, равенство статусов всех членов команды, слияние места и статуса в команде.
Совместная творческая деятельность может быть обусловлена двумя группами факторов: внутренними (личностными) и внешними (средово-деятельностными). Можно сказать, что совместно-творческая деятельность связана с такими характеристиками членов группы как самооценка, само - понимание, тревожность и креативность лидера.
Тема направленного влияния на развитие творческих процессов привлекает внимание зарубежных и отечественных ученых. В настоящее время «все педагоги и психологи, изучавшие творческие процессы, признают необходимость создания педагогики творчества».
Осуществляя задание творческой деятельности подростков в школе, предполагают формирование таких способностей, которые являются общими для различных предметных областей. Действительно, природа творческой деятельности, творчества, «креативности» «одинакова как для естественных, так и для гуманитарных направлений, что позволяет переносить творческие способности с одного материала на другой, в отличие от переноса способов исследования из одной предметной области в другую, поскольку материал различных наук будет сопротивляться. Естественнонаучные исследования, гуманитарные исследования, математические исследования имеют свою особую специфику. Также специфика исследований в науках, где объектом выступает некоторая норма деятельности или отношений, например, педагогическая наука, отлична от исследований вышеперечисленных наук: отношения в математике не тождественны отношениям в педагогике, хотя и имеют в определенном масштабе сходство.
Рассмотрим существенные характеристики творческой деятельности подростка, которые должны быть представлены в образовательном пространстве основной школы, и те способности, которые формируются в соответствии с той или иной характеристикой:
Многообразие и «событийный» характер возникновения творческого действия подростка. В многообразие творческих действий может входить: «перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта, видение структуры объекта, подлежащего изучению, умение видеть альтернативу решения, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ, умение создавать оригинальный способ решения проблемы при известности других» .
Особая эмоциональная атмосфера творчества в отношениях класса и наличие эмоциональной вовлеченности подростка в процесс решения задачи. Показателями определенной эмоциональной атмосферы творчества в классе являются две характеристики, в соответствии с концепцией о творческой деятельности Г. Андерсена (1959),- «принятие подростками друг друга и стимулирование деятельности друг друга». Дальнейшие «исследования ученых показали, что мотивация достижений, соревновательная мотивация, мотивация социального одобрения действительно блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих возможностей.
Открытие подростком чего-то нового, как объективно нового (например, нового предметного результата), так и субъективно нового (например, переоткрытие какого-либо знания самим подростком или описание в сказочной форме ситуации затруднения в предмете). Подросток начинает ощущать себя «творцом, автором определенного открытия в предмете, что позволяет ему реализовать интерес в определенной предметной области, либо приобрести интерес к определенной предметной области. Творчество «случается», порой трудно обнаружить логическое обоснование причин возникновения творческого действия, творческое действие часто не имеет оснований.
Материалы по педагогике:
Структура дидактических игр
Структура дидактических игр: 1) Дидактическая 2) Игровая 3) Игровые 4) Правила игры 5) Результат задача действия Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Од ...
Особенности строения и жизнедеятельности рыб
Выберите правильные утверждения 1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела. 2. Тело большинства рыб покрыто чешуей. (+) 3. Кожа рыб имеет железы, выделяющие слизь. (+) 4. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами. 5. Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами. (+) 6 ...
Причины и условия отклоняющегося поведения подростков
Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять. Почему же возникают эти противоречия, что лежит в основе причин девиантного поведения ...