Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику и школьную практику на формирование творческой личности, развитие творческих способностей учащихся, что требует переоценки традиционного понимания учения как процесса воссоздания и усвоения прошлого опыта.
Современное образование характеризуется высокой степенью информативности. Содержание многих школьных предметов, в том числе и курса физической географии, перенасыщено теоретическими и фактическими сведениями, которые должен усвоить ученик. Исследования показывают, что традиционно процесс обучения наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации. Преобладание в процессе обучения репродуктивных методов приводит к тому, что учащиеся усваивают «готовые знания», не имеют представления об общих механизмах познания. Создается ситуация, при которой образование не обеспечивает должного развития учащихся. Такое обучение формирует скорее потребителя, беспомощного в творческом плане, который, столкнувшись с новыми условиями или обстоятельствами, оказывается недееспособным. Выход из этой ситуации современные отечественные и зарубежные педагоги и психологи видят в создании такой системы образования, которая бы способствовала развитию учащихся и их творческих способностей, воспитанию каждого ученика как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности.
Актуальность темы исследования. Современный период развития общества характеризуется изменениями, затрагивающими все сферы человеческой жизни. В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, требующие нового подхода к решению более сложных задач. В связи с этим возрастают потребности общества в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы.
Цель исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании методики формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении курса физической географии, а также установлении условий эффективности реализации данной методики.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование опыта творческой деятельности учащихся при обучении курсу физической географии.
Предметом исследования является методика формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении курса физической географии.
В соответствии с намеченной целью, были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования опыта творческой деятельности учащихся в психолого-педагогической и методической литературе, практике школьного обучения.
2. Выявить психолого-педагогические особенности и возможности формирования опыта творческой деятельности у подростков.
3. Выделить систему компонентов опыта творческой деятельности, формируемых при обучении начальному курсу географии.
4. Разработать комплекс проблемных и творческих заданий, обеспечивающих усвоение опыта творчества.
5. Разработать модель проектной деятельности учащихся, направленной на формирование опыта творческой деятельности.
6. Разработать и теоретически обосновать методику формирования опыта творческой деятельности учащихся при обучении начальному курсу географии.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:
- теоретические: анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ и учебников по начальному курсу географии;
- эмпирические: систематические прямые и косвенные наблюдения в школе; интервьюирование, собеседование, анкетирование, опрос; педагогический эксперимент; обобщение передового педагогического опыта;
- статистические: математическая и статистическая обработка данных эксперимента, графическое представление результатов эксперимента.
Материалы по педагогике:
Специфика учебной мотивации и особенности ее формирования
Учебная мотивация, как и любая другая, является системным, иерархически структурированным образованием и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная мотивация основывается на потребности — психическом состоянии, что характеризуется познавательной активностью ребенка, ее ...
Вопросы формирования правильной речи у детей в
трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики
Принцип историзма - важнейший принцип развития любой науки. Исторический подход к изучению педагогического опыта прошлого позволяет видеть изучаемые вопросы в процессе их накопления, развития и изменения. Направленное, с позиций современной логопедии, изучение литературного наследия основоположнико ...
Система диагностирования, контроля, проверки и оценивания знаний
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знания обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учеб ...