Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества - предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности. Совместное творчество как вид совместной деятельности пронизывает сферы практики, где от команды требуется высокая степень активности, гибкости и транспрофессионализма. Совместное творчество предполагает поддержку и развитие любой идеи, результат совместного творчества - создание уникального, нового продукта, невозможного в рамках существующих правил и технологий. Продуктом совместно творческой деятельности может быть уникальное событие сравнимое с матчем в футболе, действием в театре, совместной импровизацией в джазе, операциях в спецназе, деятельностью проектных команд и т.д.
При совместном творчестве от членов команды требуются совершенно особые качества и тип поведения: работа в разных ролевых и профессиональных позициях, ориентация на развитие всех других членов команды и на собственное профессиональное развитие, равенство статусов всех членов команды, слияние места и статуса в команде.
Совместная творческая деятельность может быть обусловлена двумя группами факторов: внутренними (личностными) и внешними (средово – деятельностными). Можно сказать, что совместно-творческая деятельность связана с такими характеристиками членов группы как самооценка, самопонимание, тревожность и креативность лидера .
В человеческой практике совместная творческая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации ;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Творческой деятельности присущи четыре главные черты:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества");
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;
- наличие прямых или косвенных правил.
В структуру коллективной творческой деятельности органично входят: целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
На основе анализа различных подходов к проблеме развития коммуникативных умений старших школьников в творческой деятельности ясно, что общение - один из важнейших факторов общего психического развития личности. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Развитие коммуникативных умений составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении учеников старшего школьного возраста.
Совместная творческая деятельность в данном случае есть процесс овладения свободным общением с окружающими, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей .
Материалы по педагогике:
Контингент детей в школе V вида
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся ...
Использование компьютера на урока курса «Технология»
Анализ программы «технология» 1.Общие сведения о программе и разделе: Раздел: технология обработки конструкционных материалов. На изучение раздела отводится 50 (5 класс),50 (6 класс),48 (7 класс) часов в год включая время отведённое на выполнение проекта. Учебное время по 2 часа в неделю. Автор: Б. ...
Классификация внеклассной работы
Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклассной работы по математике. 1. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного мате ...