Чтобы спровоцировать творческую деятельность у подростка, необходимо знать условия системы ее возникновения:
Открытость обучения предмету - понимаемую как особый стиль работы учителя, содержания образования, общения между учащимися и т.д., оставляющие за учащимся возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности. Открытость обучения позволяет задать четвертую, выделенную нами, характеристику творческой деятельности, а именно возможность открытия подростком чего-то нового в освоении предмета, а также способствует формированию способности к осуществлению ответственного выбора подростка.
Определенная поляризация образовательного пространства класса -предполагающая наличие различных подпространств общения подростков с взрослым (как социального, так и предметного), позволяющем создать, с одной стороны, особую эмоциональную атмосферу (третья характеристика творчества) отношения к предметам в классе, с другой стороны, представляет различное предметное видение действительности разными взрослыми, например, ведущим предметного клуба, ученым – исследователем, учителем – предметником (четвертая характеристика творчества).
Построение подростком совместно с учителем индивидуального маршрута собственной творческой деятельности - оставление гибкого плана и прохождение определенных этапов выполнения творческой работы как средства построения подростком индивидуального маршрута. Демонстрация подростками продуктов собственной творческой деятельности.
Данное условие соответствует второй и первой характеристикам творческой деятельности (многообразие и событийный характер творческого действия и институционализированность).
Построение подростком индивидуальной образовательной траектории в процессе осуществления той или иной деятельности адекватно целям современной основной школы. В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов, то есть на репродуктивных способах деятельности учащихся.
Часто большинство учащихся классической системы образования, хорошо успевающие в школе, оказываются в ситуации растерянности и даже сопротивления, если дальнейшая учеба или работа требует от них проявления творческих способностей, предполагающих применение продуктивных, творческих способов деятельности.
Таким образом, коммуникативную компетентность целесообразно рассматривать как систему внутренних средств регуляции коммуникативных действий, выделяя в последней ориентирующую и исполнительную составляющие. Диагностика является в первую очередь процессом самоанализа, а развитие – процессом самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.
Омельченко Ольга Анатольевна, учитель высшей квалификационной категории МОУ Гимназия г.Нытва.
Коллективная творческая деятельность. Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.
Технология коллективной творческой деятельности - это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.
Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда - мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.).
В технологии коллективного творческого воспитания имеют значение такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий.
Структура коллективно-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и детей, необходимые для целенаправленного развития у детей целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни, к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств:
Материалы по педагогике:
Из истории алгоритмов
Для того чтобы понять, почему алгоритмизация играет столь важную роль в процессе обучения и является эффективным средством обучения математике, обратимся к родовому понятию «алгоритм». Каждый раз как употребляется слово «алгоритм», мы произносим имя выдающегося средневекового учёного Мухамед ибн Му ...
Фундаментальные науки в системе высшего образования
Интеграция Болонского процесса в систему образования Украины принесла множество изменений. Первое и самое главное - внедрение независимого тестирования для школьников, а также упрощение системы уровней выпускников вузов. Но это только те изменения, которые видны для всех. На деле Болонский процесс ...
Дошкольноевоспитание в XVIII–XIX в
В начале XVIII в. происходило быстрое развитие Русского государства. В это время были проведены по инициативе Петра I различные хозяйственные, политические, военные, административные и культурные преобразования, направленные на преодоление известной отсталости России, явившейся следствием ханского ...