Становление новой системы музыкального образования в г. Белгороде

Материалы о педагогике » Характеристика системы советского музыкального образования » Становление новой системы музыкального образования в г. Белгороде

Страница 1

«После решенной задачи величайшего в мире политического переворота перед нами стали иные задачи - задачи культурные… Задача подъема культуры - одна из самых очередных». Для решения этой задачи были мобилизованы все силы и средства не только в столице Советской власти, но и на территории всей страны. Город Белгород Курской губернии в плане решения задач культурной революции также не оставался в стороне. В Белгороде была широко развита просветительная работа. Ленин рассматривал просветительную работу как составную часть работы политической. Выступая на II совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования (24 января 1919г.), Ленин прямо указывал, что выработанные в партийной работе навыки широкого воздействия на массы «нужно соединить с методами культурно-просветительными, в частности школьными и особенно внешкольными»2. Чтобы открыть трудящимся доступ к сокровищам искусства, необходимо было, прежде всего, создать постоянную базу воспитания первичных музыкальных навыков. Такой базой могла стать общеобразовательная школа, где некоторый опыт занятий пением и музыкой накопился еще до революции, а также согласно постановлению музыкального отдела Наркомпроса о преподавании пения и музыки в единой трудовой школе первичные музыкальные навыки продолжали прививаться. Но все же большую часть должно взять на себя внешкольное образование. Помимо организации досуга масс (концерты, оперные спектакли, чтение лекций, кружковая работа), внешкольное образование предполагало и руководство систематическим обучением музыки любителей. Функции музыкально-образовательные теснейшим образом сплетались с функциями музыкально-просветительными, что было вполне закономерно, так как речь шла о вовлечении в орбиту эстетического воспитания самых широких масс трудящихся. В постановлении Наркомпроса «Об организации дела внешкольного образования а РСФСР»4 мы находим принципы организации и работы учреждений внешкольного образования:

- Поддержка и содействие проявляющейся творческой самостоятельности широких масс населения в области внешкольного образования. Ведение внешкольной культурно-просветительской работы на местах и в центре.

- Общедоступность учреждений.

- Планомерность и согласованность работы органов, ведающих делом школьного образования, так и отделов внешкольных просветительных учреждений.

- Контроль пролетариата и трудового крестьянства.

- Ведение внешкольной работы на родном языке народностей, входящих в состав РСФР.

Делами образования на местах занимались уездные отделы народного образования, преобразованные из уездных комиссариатов в 1918г. Такой Уотнаробраз имелся Уполитпросвет (уездный политико-просветительный комитет), ведавший непосредственно просветительной работой и внешкольным образованием. Что же касается музыкального образования, в Уполитпросвете имелась музыкальная секция, имеющая целью музыкально-просветительную работу для широкого круга слушателей. Работу этой секции можно проследить в общих чертах по протоколом заседаний коллегий Уполитпросвета, а также по сведениям об культпросветучреждениях и докладах о работе Белгородского Укометпросвета.

По данным на 1920г. по г. Белгороду насчитывалось восемь культросветкружков, четыре клуба, а в воинских частях - пятнадцать. На заседании Коллегии Уполитпросвета от 2 июля 1921г.8 было внесено предложение организовать струнный велико-русский оркестр в 30 человек для обслуживания местных театров. Созданный оркестр переходил в полное ведение Уполитпросвета и по возможности, в первую очередь, удовлетворял требования военкомата. К концу 1921г. был создан оркестр народных инструментов, выполняющий те же предписания. Также действовала концертная группа, работали шесть вокально-хоровых студий, музыкальная школа. Концертов в среднем в месяц- до десяти9. В докладе о работе Белгородского Уполитпросвета за 1922г.10 по музыкальной секции имеются сведения о работе тех же студий, концертной группы, музыкальной школы, оркестра народных инструментов. Струнный оркестр перерос в симфонический. К этому времени в г.Белгороде насчитывается до тридцати культпросветов, членов в них- до тысячи. В другом документе11 упоминается деятельность Детского клуба (1922г.), с контингентом учащихся: мальчиков- 80, девочек- 40.

Страницы: 1 2

Материалы по педагогике:

Функции родителей как первых воспитателей детей
Воспитательная функция семьи удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях. Эта функция присуща семье со времен первобытнообщинного строя, когда уже между членами ...

Коррекция фонетической стороны речи у детей с двуязычием
Как отмечают исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей (И.А. Гаджиев, Р.А. Аязбекова, Н.М. Филимошкина и др.), недоразвитие фонетический стороны речи у ребенка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. П ...

Эмоциональное развитие детей с общим недоразвитием речи
В 60-90 годы XX века в логопедии и в специальной психологии изучались в основном речевая и познавательная деятельность детей с речевой патологией с целью разработки программ для логопедических детских садов и речевых школ. Личностные и эмоциональные аспекты оставались практически не изученными. С п ...

Навигация