Одна из проблем, стоящих перед человечеством конца XX века, - борьба за освоение молодыми людьми серьезного искусства, серьезной музыки. Современные технические средства воспроизведения музыки застали человечество врасплох. На него обрушился в полном смысле слова водопад самой разнообразной музыки. Он не успел и не мог успеть научиться воспринимать музыку в таком количестве. И, не обученный общению с музыкой, он стал зачастую отбирать далеко не лучшие образцы этого великого искусства. «Пустенькая и расхлябанная музыка», тиражированная музыкально-развлекательной индустрией, представляет собой реальную угрозу духовному миру человека, тем более человека юного, чей духовный мир находится в процессе становления. Как наладить общение людей с музыкой? Как приобщить их к серьёзному искусству? Ответы на эти вопросы можно найти, заглянув в музыкально- образовательные учреждения. Здесь человек связывает с музыкой свою жизнь, музыка становится потребностью, светом, озаряющим жизненный путь человека. Здесь он учится любить, понимать музыку, чувствовать влечение к ней и отбирать лучшие образцы этого искусства, будь то песня, легкая музыка, джаз или так называемая «серьёзная музыка».
Чем же жили и живут сейчас музыкально-образовательные учреждения? Какие цели и задачи ставят по воспитанию молодого поколения людей? Рассматривая ответы на эти вопросы, автор вводит в научный оборот новые, никем не обобщенные сведения; уточняет, расширяет общие сведения о России. Поиск краеведческого материала дополнил сведения по истории Белгородчины.
Для исследования становления музыкального образования в СССР взят период 1917-1927г.г. до реконструкции Советской власти. Также этот период совпадает с первым этапом культурной революции – началом намеченного В.И. Лениным пути культурной революции. Именно тогда определились принципы и направление развития культуры нового общества. Это переходный период от капитализма к социализму. Сложилась социалистическая система народного образования, культурно-просветительских учреждений, творческих союзов. Была достигнута сплошная грамотность населения, введено всеобщее начальное образование. Значительное развитие получили средняя и высшая школы. Решались задачи создания советской интеллигенции. И далее автор рассматривает период начала 60г.г. – окончательное оформление системы музыкального образования в СССР и последовательное развитие этой системы до конца XXв. (на краеведческом материале Белгородской области). Задачи детального рассмотрения состояния музыкального образования в 30-50г.г. со множеством изменений, дополнений, корректировок автором не ставилось.
Территориальные рамки
Автором в первой главе рассматривается становление системы музыкального образования на территории СССР в контексте культурной революции пролетариата. Вторая глава посвящена системе музыкального образования г.Белгорода, которая оформлялась как общесоюзная и действует до настоящего времени, имея свой индивидуальный, местный колорит.
Цели и задачи исследования
Основной целью работы является обобщающая характеристика системы советского музыкального образования. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Обозначить цели и задачи большевиков в реализации «культурной революции», выделить из общих те цели и задачи, которые могут быть отнесены к реорганизации музыкального образования.
2. Рассмотреть отдельно создание системы начального, среднего и высшего музыкального образования, а также состояние музыкального образования в предшествующий период (конец XIX-начало XX вв.).
3. Проследить реализацию целей и задач системы начального, среднего и высшего музыкального образования в г.Белгороде, а именно:
- начального музыкального образования - Детская музыкальная школа №1;
- среднего музыкального образования – Белгородское музыкальное училище и Белгородский колледж культуры и искусств;
- высшего музыкального образования – Белгородский институт культуры;
- выявить последствия политики «культурной революции» и современное состояние музыкального образования в г.Белгороде.
Степень изученности.
Автор данной работы впервые вводит материал в научный оборот. По данной проблеме обобщающих работ нет. Автором была предпринята попытка обобщить найденный краеведческий материал по состоянию музыкального образования в г.Белгороде. Далее, со временем, можно продолжить работу, рассмотрев более подробно систему музыкального образования в 30-50г.г. XXв. как по союзу в целом, так и отдельно по г.Белгороду.
Материал данной работы может быть применен в средней школе для факультативных занятий, кружков «Краеведение». Также может быть использован в справках по истории Белгородской области; может дополнить очерки по краеведению. Кроме того, эти сведения, - как общесоюзного, так и местного характера, - уточняют и расширяют материал по истории СССР и Российской Федерации и могут быть использованы в изучении названных курсов.
Методологической основой работы является сравнительно-исторический анализ источников, использовался комплексный подход в анализе источников и материалов периодической печати. Учитывая время создания источников, необходим был метод объективизма. При исследовании проблемы соблюдались принципы единства, синхронности, противопоставления сведений с целью реконструкции исторических событий.
Историография проблемы.
Проблема становления и развития музыкального образования в СССР ранее не исследовалась, поэтому обобщенной литературы нет. Есть отдельные издания, освещающие те или иные стороны этого процесса.
Вначале хотелось бы остановиться на литературе из «ленинской» серии. Монография С.А. Галина «Ленин о культурной революции» в марксистско-ленинском понимании, выделяет главную задачу деятелей культуры. Также С.А. Галин освещает здесь ленинскую программу культурной революции и практическую деятельность В.И.Ленина в области культурного строительства. С.А. Галин постоянно обращается к первоисточникам – трудам В.И.Ленина. В заключении своей работы С.А. Галин дает периодизацию культурной революции, делит её на 3 этапа. I этап – 1917-1927г.г. – соответствует первой главе представленной автором работы и поэтому взят за основу как наиболее интересный. Периодизация культурной революции отражена также в работе Е.Коссака «Ленин и культура». Эта работа представляет особый интерес, так как написана польским историком и является как бы «взглядом со стороны» на русскую историю. Е. Коссак в своей работе сопоставляет социалистическую культуру с традицией прежних эпох, разрабатывает идею социалистического искусства, дает интересную информацию о Пролеткульте, определяет источники динамического развития культуры. А.А.Ермичев в книге «Борьба В.И.Ленина за марксистскую теорию культуры и современность», опираясь на работы В.И.Ленина, приводит ленинское определение культуры, его принципы анализа культуры, отмечает, что решающая роль в создании культуры принадлежит народным массам.
Интересны статьи Н.К. Крупской, А.В. Луначарского о В.И.Ленине.
К этой серии монографий добавляются сборники, или можно сказать, учебники для студентов культурно-образовательных учреждений: «Основы марксистско-ленинской теории культуры», «Марксистско-ленинская теория культуры», «В.И. Ленин о культуре». Здесь широко освещены функции культуры, цель, движущие силы, хронология и определение культурной революции. Указывается, что одним из важнейших завоеваний социализма является создание подлинно демократической системы распространения духовных ценностей, указываются функции средств массовой информации и пропаганды в условиях социализма, задачи системы культурно-просветительных учреждений при социализме.
Такие работы, как «Культурное строительство в СССР 1917-1927», «Очерки истории советской культуры», К.М. Темирбаева и В.В.Украинцева в какой-то мере отвлечены от научной трактовки культуры и в большей степени рассматривают практическую значимость культуры, её становление в первые годы Советской власти. Здесь освещаются история и задачи просвещения, печати и киноиндустрии, художественной литературы, и изобразительного искусства, музыки, театральной и музейной деятельности при социализме.
Это основная литература, по которой собирался автором §1 данного исследования. Остальная часть литературы, близкой по содержанию, лишь немногим дополнила основную. Следует также обратить внимание на годы выхода этой литературы в свет- 70-начало 80г.г. Это накладывает свой отпечаток на текст, способы мысли авторов, объясняет их субъективное мышление. Но в целом литература представляет собой интерес с научной исторической точки зрения.
И все же работа над §1 не была бы полной без обращения к источникам. Здесь основным источником служат Декреты Советской власти, по содержанию которых прослеживается коренной перелом во всех сферах жизни нового общества. Другой важный источник - ленинские работы «Успехи и трудности Советской власти», «О пролетарской культуре», «О задачах пролетариата в данной революции». Также не менее важны Проект постановления пленума ЦК РКП(б) о Пролеткульте; КПСС о культуре, просвещении и науке, об интеллигенции. Эти документы позволяют, что называется «из первых рук» проследить установки правительства в области культуры, задачи, приемы реализации этих задач. Эти источники все опубликованы и работа с ними не представляла сложности.
Для написания основной части дипломной работы, т.е. истории музыкального образования в СССР автором использовалась Музыкальная энциклопедия и в первую очередь статья Баренбойма Л.А. «Музыкальное образование в дореволюционной России и в СССР». Здесь изложены краткие сведения по проблеме, принципы построения новой социалистической системы музыкального образования. Новой системе музыкального образования посвящена серия сборников «Музыка в социалистическом обществе», которые выходили в свет в течение 9 лет (1969-1977). В этой серии сборников, на взгляд автора, мало фактического материала и очень много философских рассуждений о месте музыки в социалистическом обществе. Проблемы музыкального образования рассматриваются в сборнике статей «Методические записки по вопросам музыкального образования» и в работе Дьяченко Н.Г. «Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях». Здесь музыкальное образование показано с методологической стороны. Авторы уделяют большое внимание проблеме преподаваемых дисциплин, уровню, качеству знаний, которые учащиеся получают в музыкальных учебных заведениях. Немалое место уделяется вопросу воспитания молодого поколения в духе времени, в духе коммунизма. Эти работы предоставляют интересную информацию, но составить полную картину существования системы музыкального образования не представляется возможным.
При рассмотрении отдельно системы начального музыкального образования некоторую помощь оказала работа Лагутина А.Н. «Основы педагогики музыкальной школы»14. Здесь освещаются принципы построения педагогического процесса в детской музыкальной школе, но информация скудна историческими факторами требует значительного дополнения. Эта работа может быть полезна и интересна непосредственно педагогом музыкальных школ как научно-методическое пособие.
Систему высшего музыкального образования автор представил Ленинградской консерваторией, опираясь на книгу «Из истории Ленинградской консерватории»15. Материал здесь содержит достаточное количество исторических фактов и смог послужить основой для написания параграфа о высшем музыкальном образовании. Исторические материалы, касающиеся другого крупного музыкального ВУЗа страны - Московской консерватории, также интересны. Это «Воспоминания о Московской консерватории», «100 лет Московской консерватории» Ю.Келдыша. Но автор подробнее остановился на Ленинградской консерватории, так как Ленинград - центр революции и все изменения в обществе, в том числе и в образовании моментально внедрялись здесь в жизнь. Ленинградская консерватория все впитывала и опробовала на себе первой, а уже немногим позже эти новообразования распространялись по всей России, в том числе и в Московской консерватории. Литературы, отображающей становление системы среднего музыкального образования автором не обнаружено, поэтому параграф, посвященный этому звену музыкального образования, написан только лишь опираясь на источники. Документы, освещающие музыкальное образование 1917-1927г.г., можно найти в сборнике «Из истории советского музыкального образования». Сборник материалов и документов, изданном профессурой Ленинградской консерватории в 1969г. Это первая и единственная попытка каким-то образом систематизировать материалы, хранящиеся в архивах Октябрьской революции и Ленинградской области, которые касаются системы музыкального образования в первый период «культурной революции». В этом сборнике опубликованы документы, касающиеся как начального, так и среднего и высшего музыкального образования. Документы широко, полно раскрывают историю становления и развития музыкального образования в эти годы. Проанализировав все документы, содержащиеся в этом сборнике, можно представить ясную картину происходившего в то время в сфере музыкального образования.
Вторая глава проводимого автором исследования посвящена музыкальному образованию г.Белгорода. В §1 второй главы речь идет о становлении музыкального образования в г.Белгороде после революции. Этот материал полностью собран из фондов Государственного Архива Белгородской области. За основу взят фонд Р-532 «Уездные отделы народного образования 1919-1928». Были просмотрены все дела данного фонда. Большинство дел отражают лишь положение в системе народного образования и только в некоторых (около 15 дел) есть упоминания о культурно-просветительной работе среди населения. Это списки, отчеты, доклады, протоколы заседаний учебно-воспитательных и культурно-просветительных учреждений г.Белгорода16. Стройной многоуровневой системы музыкального образования как таковой в эти годы в г.Белгороде не было. В документах этого фонда мы находим упоминания о существовании лишь одной музыкальной школы в г.Белгороде. Дела 256 и 264 содержат упоминания о заседаниях Художественного Совета музыкальной школы. В повестке дня этих заседаний самые разные вопросы, записи решений по которым позволяют в некоторой мере нарисовать картину существования музыкального образования в г.Белгороде в 1917-1927г.г.
Просмотрены также фонды Р-2, Р-68, Р-593, Р-379 в Государственном Архиве Белгородской области.
Таким образом, исследования по этому периоду в развитии музыкального образования на Белгородчине сопряжены с определенными сложностями, т.к. нет обобщающих работ, ни опубликованных документов, а материалы архива обрывочны и неполны.
Следующий, рассматриваемый автором период, - начало 60г.г., когда в г.Белгороде вследствие образования Белгородской области в 1954г. встала острая необходимость в развитии не только начального, а также среднего музыкального образования. История развития начального музыкального образования рассматривается на примере старейшей и крупнейшей в г.Белгороде детской музыкальной школы №1. История развития среднего музыкального образования рассматривается на примере двух учебных заведений: Белгородском музыкальном училище и Колледже культуры и искусств. Основной источник по этой проблеме и по этому периоду – периодическая печать. Это газеты «Наш Белгород», «Смена», «Ленинская смена», «Зебра», «Вечер», «Белгородские известия», «Белгородская правда». Периодическая печать автором просмотрена с 1960г. О ДМШ №1, БМУ и Колледже искусств писалось много статей:
- о преподавателях (ст. «Учитель музыки»17 – о руководителе хора ДМШ№1 Л.А.Толстых);
- о самих учебных заведениях (ст. «Дом, где рождается музыка»18 – о БМУ, ст. «Школа радости»19 – о ДМШ№1);
- о некоторых трудностях в работе этих учебных заведений (ст. «Немузыкальная арифметика»20 – о материальных трудностях музыкальных школ).
Большая часть статей в газетах написаны М.Гутиной, заместителем председателя правления областного музыкального общества, и Ю.С.Горяйновым, музыкальным и общественным деятелем, краеведом. Их статьи актуальны, интересны.
Информацию периодической печати дополняют рекламно-информационные буклеты Белгородского музыкального училища и Колледжа культуры и искусств. Буклеты содержат необходимую информацию о работе этих учебных заведений в настоящее время. Прошлое время здесь освещено очень кратко.
И отдельным пунктом хотелось бы выделить такие источники, как беседы с директором БМУ Гращенко Н.А. и Колледжа культуры и искусств Жировым М.С., беседы со старейшими преподавателями этих учебных заведений. Они предоставили архивные материалы училища и колледжа, а также свои собственные. Охотно делились воспоминаниями. Всё это оказало огромную помощь в подготовке краеведческого материала и оставило неизгладимое впечатление от общения с интереснейшими людьми. Некоторые из них стояли почти у истоков творческого пути Белгородского музыкального училища и Колледжа культуры и искусств. Особую признательность автор выражает директору ДМШ №1 г.Белгорода Киценко Г.П. Она с большим вниманием и энтузиазмом подобрала весь материал, хранящийся в архиве школы. Галина Петровна предоставила огромное количество фотографий и газетных вырезок из своего личного архива, ведь она одна из старейших преподавателей школы и собранный ею материал бесспорно имеет историческую ценность.
Следует также упомянуть Белгородскую энциклопедию В.В.Овчинникова, имеющую краткие сведения о музыкально-образовательных учреждениях г.Белгорода.
В результате анализа литературы можно сделать вывод, что данная литература оказала значительную помощь в подготовке дипломной работы, материал введен в научный оборот. Составить обобщенную, более детальную картину в регионе помогли источники. Процесс изучения музыкального образования может быть продолжен.
Материалы по педагогике:
Законы и принципы научной организации труда педагога
В НОТ выявлено три фундаментальных закона, которые проявляются в любой деятельности, в том числе и педагогической. Первый из них гласит: Максимальная экономия и эффективное использование времени. Время- как основная мера процесса труда – категория не только философская, социальная экономическая, но ...
Средства и методы коррекции нарушений осанки
По данным НИИ у 40-80 % подростков, на сегодняшний день, выявлено нарушение осанки. Между нарушениями осанки и болезнями позвоночника нет общей границы. На осанку негативно влияют неполноценное питание, и общее неудовлетворительное состояние здоровья, и загрязнение окружающей среды, и хронические о ...
Речь ребенка с точки зрения нейропсихологии: норма и патология
Речь - сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. "Сенсорная (импрессивная) речь – это восприятие и понимание р ...