Слом старой и становление новой системы музыкального образования

Материалы о педагогике » Характеристика системы советского музыкального образования » Слом старой и становление новой системы музыкального образования

Страница 1

В Царской России вся система образования зиждилась на классовом и сословном отборе, а в ее организации значительное место принадлежало частной инициативе. Это полностью определяло судьбу музыкального образования, хотя в уставе консерваторий и значилось, что лица, служащие в консерватории, считаются на «государственной службе». Это утверждение носило чисто декларативный характер. Не только консерватории, но и все без исключения музыкальные классы, школы и училища существовали на частные средства- содержались Русским Музыкальным Обществом или отдельными музыкантами- педагогами. Консерваториям, правда, выдавалась из государственной казны субсидия. Но она никак не обеспечивала их нужд. Консерватории постоянно пребывали в состоянии финансовых затруднений и вынужденной зависимости от капризов частной благотворительности. Естественно, что в таких условиях они были лишены возможности открыть двери всем желающим, хотя и пытались при помощи стипендиального фонда обеспечить обучение неимущих. На этом пути начинания прогрессивных деятелей музыкальной культуры не совпадали с интересами правительства. Можно утверждать, что в стойком отказе властей взять на себя содержание консерваторий сыграло важную роль (наряду с пренебрежительным отношением к профессии музыканта, с недопониманием значения музыкального образования) явное нежелание способствовать существованию еще одного рассадника знаний. Недаром на протяжении всей истории консерваторий до 1917г. контроль за их деятельностью осуществлялся председателем императорского РМО, назначаемого из членов царской семьи. Таким образом, официально оставаясь в стороне от руководства музыкальным образованием, государственная власть сохраняла за собой право вмешиваться в судьбу консерваторий и училищ, причем пользовалась этим правом преимущественно в ограничительных сословно-кастовых целях. Соответственно опека над консерваториями носила не столько профессиональный, сколько политический характер.

В непосредственном ведении государственных органов, в частности министерства просвещения, находилась до революции только одна область музыкального образования - пение и музыка в общеобразовательных учебных заведениях как открытого, так и закрытого типа. В школах, в особенности в народных, функции этого предмета были скромными и тесно соприкасались с религиозным воспитанием учащихся (обязанности учителя пения возлагались, как правило, на регента2). В закрытых училищах, в частности женских институтах, занятия музыкой строились по более широкой программе, имевшей целью обучения игре на инструменте (фортепиано). Следует отметить, однако, что занятия эти не были обязательными, а проводились по желанию за отдельную плату. Впрочем, в средней школе уроки пения тоже не входили в обязательную сетку часов, а учреждались в зависимости от заинтересованности в данном предмете руководства.

О музыке как одном из средств последовательного эстетического воспитания, тем более в государственном масштабе, ни в том, ни в другом случае речи идти не могло, несмотря на то, что необходимость такой постановки вопроса осознавалась передовыми деятелями русской музыкальной культуры. В качестве примера можно сослаться на докладную записку М.П. Азанчевского в дирекцию Петербургского отдела РМО об участии консерватории в распространении музыкального воспитания и образования3, вспомнить настойчивые требования А.Г. Рубинштейна о превращении частной музыкальной школы в подготовительные звенья консерваторского обучения4, указать на появлявшиеся в печати специальные работы, посвященные музыкальному образованию. Задумывались над расширением объема и усовершенствованием преподавания пения и педагоги общеобразовательных школ. Об этом свидетельствует большое количество опубликованных пособий, часть которых (по направлению министерства просвещения или по ходатайству авторов) рассматривалась советом профессоров консерватории. Сохранившиеся отзывы говорят о вдумчивом и требовательном подходе совета профессоров к оценке этих работ, что совершенно очевидно связано с пониманием важности задач, стоявших перед начальным музыкальным образованием. Самоотверженный труд, горячая увлеченность и талант лучших представителей музыкально-педагогической мысли страны позволили им добиться значительных успехов в распространении музыкальных знаний, главным образом профессиональных. Но преодолеть пропасть, отделявшую широкие круги народа от достижений музыкальной культуры, им не было дано. Препятствием служило антагонистическое существо капиталистических общественных отношений, отягощенных и тому же в царской России пережитками феодально-помещичьего строя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Игровые формы занятий
Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор. Формы проведения внеклассных занятий и приемы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду тре ...

Традиции: их сущность и структура
Между традициями, обычаями и обрядами много общего. Все они представляют собой особые формы передачи новым поколениям социального и культурного опыта. Традиции и обычаи могут включать в себя обрядовые элементы, но это еще не обряды. «Традиция — это особая форма закрепления общественных отношений, в ...

Совершенствование организации по видам деятельности
Организация учебной деятельности учащихся под руководством учителя является программой, планомерной и систематической деятельности, в процессе которой педагог вооружает учащихся основами наук. Процесс обучения, осуществляемый учителем и учащимися, эффективен лишь при условии их активного взаимопони ...

Навигация