Установление диктатуры пролетариата было главной предпосылкой и условием для развития новой социалистической культуры. «Красный Октябрь открыл широкий путь для культурной революции величайшего масштаба» .
Культурная революция - процесс смены буржуазного типа духовного производства новым типом духовного производства, процесс становления и созревания коммунистического типа духовного производства с соответствующими ему изменениями в содержании духовной жизни общества6.
Культурная революция - это с одной стороны – приобщение народных масс к культуре посредством подъема их образованности и предоставления возможности освоения мировой культуры; с другой стороны - «вписывание» только что рожденного социализма в русло мировой истории культуры. Одна из важных черт культурной революции - ее планомерный характер, исключающий всякого рода стихийность, и автоматизм; предполагающий сознательное, целенаправленное строительство новой культуры.
Подъем культурного уровня возможен лишь в ходе практического участия масс в социалистическом строительстве. Только так происходит сопряжение тактических (повышение грамотности масс с тем, чтобы сделать культурное наследие доступным им) и стратегических (превращение масс в активных участников культурных процессов) задач культурной революции. Только в таком сопряжении «все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средство насилия, в средство эксплуатации»7. Культурной революцией ликвидируется отчуждение культуры от трудовых масс. «Искусство принадлежит народу, оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс, быть понятно этим массам и любимо ими, объединять чувство, мысль и волю масс, поднимать их и пробуждать в них художников»8.
Социалистическое государство брало на себя обязательство перестройки всей культурной инфраструктуры, создание материальной базы культуры финансового обеспечения работы ее институтов, а также воспитание соответствующих кадров для организаций, связанных с распространением и созданием культуры, т.е. формирование социалистической интеллигенции.
В.И. Лениным была выдвинута программа культурной революции. Она предусматривала решение следующих задач. Ближайшие задачи:
- Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) для всех детей обоего пола до 16 лет.
- Осуществление тесной связи обучения с общественно-производительным трудом.
- Снабжение всех учащихся пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства.
- Усиление агитации и пропаганды среди учительства.
- Подготовление кадров нового учительства, проникнутого идеями коммунизма.
- Привлечение трудящегося населения к активному участию в деле просвещения (развитие советов народного образования, мобилизация грамотных и т.д.).
- Всесторонняя помощь Советской власти самообразованием и саморазвитием рабочих и трудовых крестьян (устройство библиотек, школ для взрослых, народных университетов, курсов лекций, студий и т.п.).
- Развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей.
В.И.Ленин определил основные направления в работе советской школы. Смысл социалистической перестройки всего народного образования состоит с том, чтобы уничтожить старую сословную систему школьного обучения. В ноябре 1917г. появляется декрет ВЦИК и СНК «об уничтожении сословий и гражданских чинов». Устанавливалось одно общее звание - звание гражданина Республики Советов.
Материалы по педагогике:
Организация работы по выразительному чтению как
средство глубокого понимания художественного текста
Языковая способность человека понимающего - одна из сторон психического феномена, обеспечивающего успешное речевое общение, в том числе через письменную форму. Чтение (слушание и сопровождающие их понимание) осмысления произведения поэтического искусства являются специфическими видами речевой и реч ...
История развития футбола
Футбол - самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История "ножного мяча" насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие на футбол, играли в странах Древнего Востока (Египет, Китай), в античном мире (Греция, Рим), во Франции (&qu ...
Проектирование личностно ориентированного учебно-тренировочного процесса
технической подготовки боксера
На рисунке 1 представлена блок-схема личностно ориентированного учебно-тренировочного процесса, важными компонентами которого являются следующие основания: 1. Особенности современного социального заказа определяют модельные представления о воспитаннике спортивной школы – развитие их субъектной акти ...