Слом старой и становление новой системы музыкального образования

Материалы о педагогике » Характеристика системы советского музыкального образования » Слом старой и становление новой системы музыкального образования

Страница 3

20 января 1918г. Декретом СНК «о свободе совести, церковных и религиозных обществах» церковь отделялась от государства и школа - от церкви. Во всех учебных заведениях запрещалось преподавание религиозных вероучений.

В 1918г. было введено обязательное обучение подростков 15-17 лет, работавших на производстве. Создан Главный комитет профессионального образования. 20 июня 1919г.- декрет СНК «О мерах распространения профессионально-технических знаний. В 1920г. введено обязательное профессионально-техническое обучение всех рабочих от 18 до 40 лет. Расширился доступ в ВУЗы детям трудящихся декретом СНК «О правилах приема в ВУЗы РСФСР», подписанный Лениным 2 августа 1918г., среднее и высшее образование - бесплатное. Студенты не только не платят за обучение, но и получают государственные стипендии.

В.И. Ленин оказывал всяческую поддержку мероприятиям по созданию и укреплению рабочих факультетов (рабфаков), осуществляющих подготовку в ВУЗы молодежи, которая не получила своевременно среднего образования. Первый рабфак был создан в феврале 1919г. в Московском Коммерческом Институте. Законодательно система рабфаков была оформлена специальным декретом СНК в сентябре 1920г.

Также наряду с образованием, существенная роль в проведении культурной революции принадлежит печати (27 октября 1917г. декрет, пресекающий деятельность реакционных газет); была обобществлена кинопромышленность и полиграфическая промышленность; библиотеки, читальни, книжные магазины и издательства поступили в распространение местных органов власти; получает развитие музейное дело; значительная роль отводилась радиовещанию; проводилась широкая внешкольная работа.

Дело по внешкольному образованию и просвещению трудящихся возлагалось на специальные государственные органы - политпросветы, которые объединял Главный политико-просветительский комитет республики (Главполитпросвет). В центре внимания этого государственного органа должны находиться вопросы агитационно-пропагандистской и культурно-просветительской работы среди беспартийных масс.

Решающее условие культурной революции Ленин видел в целенаправленной, руководящей деятельности партии. О необходимости партийного руководства особо говорится в ленинском документе «О пролетарской культуре.»10 Партия должна осуществлять самое близкое и непосредственное руководство культурным строительством. Только при этом условии будет обеспечена правильная политическая линия и необходимый размах в культурной работе.

Марксизм-ленинизм исходит из того, что в классовом обществе культура по своей социальной природе всегда носит классовый характер; господствующая культура при этом та, которая выражает интерес класса, имеющего политическую и экономическую власть. Класс намечает цель, темпы, формы, содержание и социальной статус культуры. Однако указание на классовую обусловленность культуры не отрицает ее относительной самостоятельности.

Члены «Пролеткульта» объявили культуру идеологическим прямым выражением интересов класса. «Пролетарская культура должна отвергать то, что буржуазия устанавливает». «Пролеткульт»- литературно-художественная и культурно-просветительская организация высказывалась за устранение культуры прошлого. «Пролеткульт» возник 17 октября 1917г. под опекой Горького как рабочая организация, независимая от Министерства просвещения. Цель организации - повышение общего культурного, этического и эстетического уровня пролетариата, развитие его самостоятельного художественного творчества, а также разработка новой теории культуры. К 1920г. организации Пролеткульта насчитывали до 400 тыс. членов. «Пролеткульт» пользовался на первых порах поддержкой Луначарского. Наука, искусство, просвещение, самодеятельное творчество, рабочие клубы – всё это было полем деятельности организации. В период расцвета «Пролеткульт» издавал 20 журналов, имел 100 центров и насчитывал около 80000 членов. Главным теоретическим органом Всероссийского Совета «Пролеткульта» был журнал «Пролетарская культура», который редактировал Лебедев-Полянский. В практической деятельности «Пролеткульта», да и в теоретических высказываниях многих деятелей этого движения, главный акцент падал не на самостоятельность формирования новой культуры, а на полную изоляцию от прежней культуры, якобы обусловленную новым направлением мышления и психикой пролетарского класса, а также новыми производственными отношениями и связями между людьми. Революционный пафос и гимн общественному и производственному труду слились с хвалой машине и коллективу, сфера же чувств, эмоций и усилий отдельной личности исключалась вовсе. Во втором и третьем десятилетии XXв. особо распространились идеи (сочетались, кстати, с самыми разными общественно-политическими ориентациями), в которых индивидуализм, оригинальность, самовыражение личности в искусстве считались проявлением «устаревшего понимания мира», всеобщность же, анонимность, массовость соответствовали ясности и порядку нового мира. «Пролеткульт» провозглашал отказ от всех попыток отразить в искусстве индивидуальные судьбы, характеры людей, проповедуя необходимость воссоздания главным образом массового, коллективного, общественного процесса. «Пролеткульт» относился пессимистически ко всякой культурной традиции, отгораживался от неё, требовал её уничтожения. Пролеткультовцы выражали убеждение в том, что при новом строе будут изменены семья, любовь и индивидуальное воспитание детей родителями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий
Деятельность человека вообще и учебно-познавательная в частности характеризуется не только целями и мотивами, но и определенными средствами, с помощью которых она осуществляется. JI.C. Выготский писал, «главной и основной проблемой, связанной с процессом целесообразной деятельности является проблем ...

Характеристика процесса музыкального восприятия
В современной психолого-педагогической литературе восприятие музыки рассматривается как «процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. В основе данного процесса лежит оценочное отношение к воспринимаемому произведению». Существует и другое определение музыкального восприят ...

Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст- период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста в психолого-педагогической литературе очень разнятся между собой. По словам Д.Б. Эльконина, различия ...

Навигация