Профессиональная деструкция оказывает разрушающее влияние на развитие личности педагога и требует коррекции. На основе проведенного теоретического и практического исследования профессиональной деструкции была разработана программа коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО.
Непременным условием непрерывности развития личности и сохранения самоотождествления в ситуации глубоких изменений является рефлексия и принятие собственных изменений в кризисе. Системообразующим компонентом коррекционной программы выступает эго-идентичность (рефлексивная составляющая социальной ситуации развития). Активизация таких факторов, как рефлексия, уверенность в себе, способность к целеполаганию и планированию собственной жизни, создает условия для личностного и профессионального развития, расширяет компетенцию индивида и снижает вероятность развития симптомов деструкции.
Целью данной программы является формирование условий для создания автономной эго-идентичности посредством развития умений и навыков рефлексии, развития навыков целеполагания и осмысления жизни, повышения уверенности в себе, овладения педагогами приемами снятия психоэмоционального напряжения.
Таким образом, поставленная в программе цель достигается при последовательном и параллельном решении следующих задач:
- ознакомить участников тренинга с сущностью профессионального выгорания с точки зрения психологии, как результата дисгармоничного прохождения нормативных кризисов развития личности педагогов: причинами, структурными особенностями, проявлениями, и его отрицательным влиянием на личностно-профессиональное развитие, а также негативными последствиями для здоровья и жизнедеятельности педагогов;
- сформировать условия для развития рефлексивных и адаптивных способностей педагогов в процессе овладения ими эффективными приемами помощи самим себе;
- создать условия для формирования у педагогов ценностных установок, направленных на сохранение профессионального здоровья и восстановление своего потенциала, для повышения уверенности в себе;
- сформировать условия для осмысления жизни и когнитивных стратегий, направленных на решение проблемы, для развития навыков целеполагания;
- дать педагогам возможность освоить эффективные способы выработки системы собственных убеждений и повышения уверенности в себе, способы постановки и достижения целей и планирования будущего, способы снятия психоэмоционального напряжения.
В рамках представленной программы психологу следует проводить работу по таким основным направлениям деятельности практического психолога, как психодиагностическая и психокоррекционная деятельность в рамках проблемы профессиональной деструкции педагогов.
Программа коррекции профессиональной деструкции педагогов имеет комплексный характер и представляет собой систему упражнений, направленных на:
- формирование и развитие умений и навыков рефлексии и рефлексивного осмысления и восприятия своей личности, возможностей жизни, изменение убеждений, негативных установок, в том числе профессиональных, продуцирующих развитие профессиональной деструкции у педагогов;
- повышение уверенности в собственных силах;
- развитие навыков целеполагания и осмысление жизни;
- овладение педагогами приемами снятия психоэмоционального напряжения с целью повышения устойчивости к профессиональной деструкции.
В качестве основополагающих использовались методы формирующего взаимодействия, психологический тренинг, состоящий из четырех модулей: «Развитие рефлексивны: способностей», «Развитие уверенности в себе», «Развитие целеполагания», «Развитие навыков снятия психоэмоционального напряжения», информационные сообщения по проблеме (мини-лекции).
Разработанная программа имеет комплекс специфических особенностей, например:
- гибкие стратегии работы помогают эффективному оказанию дифференцированной психологической помощи на каждом этапе профессионального развития педагогов, при любом нормативном кризисе развития;
- коррекционно-развивающая программа понижает уровень и особенности проявления профессиональной деструкции;
- программа характеризуется оперативностью и легко выявляемой результативностью.
Материалы по педагогике:
Организация дидактических игр в средней группе
Для детей в возрасте от 4-х до 5-ти лет характерны: большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов предназначенного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В ...
Характеристика процесса музыкального восприятия
В современной психолого-педагогической литературе восприятие музыки рассматривается как «процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. В основе данного процесса лежит оценочное отношение к воспринимаемому произведению». Существует и другое определение музыкального восприят ...
Специфика философии как обязательного предмета ВУЗа
В комплексе образовательной программы в ВУЗах Российской Федерации философия является обязательным предметом, входя в состав так называемого федерального компонента. В силу этого все студенты второго курса ВУЗа, а на некоторых специальностях и первого, обязаны посещать занятия по философии независи ...