Коррекция профессиональных деструкций у педагогов

Материалы о педагогике » Коррекция профессиональных деструкций у педагогов

Современный этап развития системы образования характеризуется глубокими и многоплановыми преобразованиями: нарастание стрессовых ситуаций и недостаточная способность педагога к адекватной адаптации; необходимость нравственного возвышения человека и учащающиеся симптомы снижения этической планки в сознании педагога. С одной стороны в силу усиления открытости образования возрастают требования к качеству профессиональной деятельности педагогов, с другой действует индивидуально-креативное начало, стремление к профессиональному успеху.

Проблема влияния профессии на личность периодически возникала в сфере внимания исследователей, но до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной. О связи профессии с личностью работника писали еще древние философы, но особенно часто она обсуждалась в конце XIX и начале XX в. В последующем крупные психологи также неоднократно уде­ляли внимание этой проблеме, при этом многие подчеркивали важность и актуальность более де­тального и конкретного исследования как положительного, так и отрицательного влияния профессии на психику человека.

Современный педагог создает особую творческую атмосферу, где реализуется субъект-субъектное взаимодействие участников. Выделяются компоненты эффективности педагогической деятельности – процессуальный, результативный и личностный, когда результативный компонент – обученность и воспитанность учащихся, а личностный компонент – особенности структуры личности педагога профессионального образования.

Личность педагога профессионального образования включает в себя следующие составляющие: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание.

Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Проблема подготовки специалиста, конкурентоспособного в условиях рыночной экономики, является предметом научного интереса исследователей различных областей научного знания. Личность педагога профессионального образования, педагогические проблемы требуют нового отношения к специалистам, которым необходимо оказывать реальную помощь в условиях профессионального педагогического труда, в их жизни.

Актуальность исследования. Профессиональная деформация личности является сложным и многогранным процессом. Несмотря на достаточно большое количество научных работ, посвященных данной проблематике, очевидной является ее недостаточная разработанность, поэтому требуется более глубокое ее изучение с целью обеспечения необходимой своевременной коррекции негативных личностных новообразований.

Объект исследования – профессиональная деятельность педагога СПО, в частности вопросы, касающиеся коррекции профессиональной деструкции.

Предмет исследования – научно-методическое обеспечение коррекции профессиональной деструкции у педагогов СПО.

Цель исследования заключается в определение психологических оснований профессиональной деструкции и разработке практических рекомендаций, направленных на предупреждение и коррекцию профессиональной деструкции педагога СПО.

Задачи исследования:

1) Конкретизировать научное понятие профессиональной деструкции педагогов.

2) Диагностировать причины, вызывающие профессиональную деструкцию педагогов.

3) Провести анализ уровня профессиональной деструкции педагогов СПО.

4) На основе проведенного анализа уровня профессиональной деструкции разработать программу по коррекции деструкций педагогических работников.

Метод диагностики межличностных отношений (адаптированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири).

Материалы по педагогике:

Слом старой и становление новой системы музыкального образования
В Царской России вся система образования зиждилась на классовом и сословном отборе, а в ее организации значительное место принадлежало частной инициативе. Это полностью определяло судьбу музыкального образования, хотя в уставе консерваторий и значилось, что лица, служащие в консерватории, считаются ...

Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла
Основной целью современного образования является воспитание и развитие личности ребёнка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной программой «Искусство», составляющей частью которой является музыкальное искусство. Искусство обладает огромным гуманитарным в ...

Интеграция как фактор комплексного обучения
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности. Начавшиеся социально-экономические изменения, определенные признаки кризиса педагогики, н ...

Навигация