Многообразие педагогических способностей и связь их с другими способностями расширяют возможности компенсации недостающих качеств и содействуют формированию индивидуального стиля тренера.
В тренерах с активным положительным отношением к труду и высоким уровнем педагогического мастерства, но разными свойствами нервной системы проявляются различные стили деятельности.
Организаторско-коммуникативный стиль присущ наставникам с сильной подвижной нервной системой. Его основные признаки: краткость и лаконичность плана тренировки (конспект тренировки носит схематический характер); быстрота и четкость в организации спортсменов в начале тренировки; активное требование выполнения всех своих распоряжений и команд; склонность к импровизации, творческий и разнообразный характер ведения тренировки; оперативность в решении педагогических задач непосредственно в ходе тренировки. Использование разнообразных методических приемов обучения и способов педагогического воздействия; дисциплинирование спортсменов непосредственно при возникновении нарушения дисциплины или после нее; большая интенсивность общения, экспромтный и непринужденный характер его, обусловленные потребностью установления личных взаимоотношений со спортсменами; использование разнообразных форм и средств общения с воспитанниками (юмор, шутки, мимика и т.д.); неравномерность тона обращения к подросткам, резкий переход от спокойного до повышенного; выразительность, эмоциональность речи.
Конструкторско-организаторский стиль присущ наставникам с сильной инертной нервной системой. Его основные признаки: заблаговременная и тщательная подготовка к тренировке; предварительное обдумывание предстоящих действий на тренировке; соответствие тренировки ранее намеченному плану; устойчивость системы требований к организации спортсменов в начале и в ходе тренировки (стереотипное начало); постепенное начало тренировки (наличие периода "втягивания" в тренировку); полнота и точность объяснения изучаемых движений и выполняемых упражнений; ярко выраженный контроль за качеством выполнения упражнений, собственных указаний и распоряжений; равномерный темп ведения тренировки; дисциплинирование спортсменов до ее нарушения (предупреждение этих нарушений); однообразный и устойчивый репертуар дисциплинарных воздействий; относительная бедность и стандартность средств общения; устойчивый (преимущественно спокойный) тон обращения к спортсменам.
Конструктивно-коммуникативный стиль деятельности присущ тренеру со слабой нервной системой. Его основные признаки: повышенная ответственность к подготовке и проведению тренировки; тщательность и детализация в подборе учебного материала; соответствие тренировки намеченному плану; повышенное внимание к организации команды в начале тренировки; удачный выбор своего места и рациональное перемещение в зале, на спортплощадке; усиленный контроль за правильностью выполнения упражнений, исполнения команд, соблюдение дисциплины; дисциплинирование спортсменов преимущественно в целях предупреждения нарушений; система индивидуальных заданий и поручений воспитанникам; интенсивное общение, обусловленное потребностью в установлении деловых, предварительно обдуманных взаимоотношений со спортсменами; ровный, спокойный тон обращения (преимущественно доброжелательный); избегание конфликтов в общении с ребятами.
Тренерам с сильной подвижной нервной системой рекомендуется быстро и четко организовывать спортсменов в начале тренировки, используя для этого разнообразные способы; сочетать объяснение двигательного действия с показом, объяснять несколько раз упражнение, как в целом, так и отдельные его элементы; при выполнении воспитанниками заданий делать больше индивидуальных замечаний, особенно спортсменам, кто плохо усваивает технику данного упражнения; в общение использовать наряду с распоряжениями, командами шутки, юмор, жесты, мимику; требовать выполнения всех своих распоряжений, добиваться дисциплины и порядка на тренировке; постепенно повышать темп тренировки в соответствии с закономерностями физиологической кривой, сдерживать увеличение темпа в первые минуты тренировки.
Материалы по педагогике:
Дошкольноевоспитание в XVIII–XIX в
В начале XVIII в. происходило быстрое развитие Русского государства. В это время были проведены по инициативе Петра I различные хозяйственные, политические, военные, административные и культурные преобразования, направленные на преодоление известной отсталости России, явившейся следствием ханского ...
Требования к подбору и использованию дидактических
игр и упражнений
Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая игра проводится все занятия, то она должна быть связана по содержанию с предшествующ ...
Роль игры и упражнения в системе развития индивидуальных способностей у
старших дошкольников
Исключительное значение для разностороннего развития дошкольника имеет игра, позволяющая ребёнку проявлять собственную активность и наиболее полно реализовать свои возможности. Игра – как основная форма организации детской жизни – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к с ...