Многообразие педагогических способностей и связь их с другими способностями расширяют возможности компенсации недостающих качеств и содействуют формированию индивидуального стиля тренера.
В тренерах с активным положительным отношением к труду и высоким уровнем педагогического мастерства, но разными свойствами нервной системы проявляются различные стили деятельности.
Организаторско-коммуникативный стиль присущ наставникам с сильной подвижной нервной системой. Его основные признаки: краткость и лаконичность плана тренировки (конспект тренировки носит схематический характер); быстрота и четкость в организации спортсменов в начале тренировки; активное требование выполнения всех своих распоряжений и команд; склонность к импровизации, творческий и разнообразный характер ведения тренировки; оперативность в решении педагогических задач непосредственно в ходе тренировки. Использование разнообразных методических приемов обучения и способов педагогического воздействия; дисциплинирование спортсменов непосредственно при возникновении нарушения дисциплины или после нее; большая интенсивность общения, экспромтный и непринужденный характер его, обусловленные потребностью установления личных взаимоотношений со спортсменами; использование разнообразных форм и средств общения с воспитанниками (юмор, шутки, мимика и т.д.); неравномерность тона обращения к подросткам, резкий переход от спокойного до повышенного; выразительность, эмоциональность речи.
Конструкторско-организаторский стиль присущ наставникам с сильной инертной нервной системой. Его основные признаки: заблаговременная и тщательная подготовка к тренировке; предварительное обдумывание предстоящих действий на тренировке; соответствие тренировки ранее намеченному плану; устойчивость системы требований к организации спортсменов в начале и в ходе тренировки (стереотипное начало); постепенное начало тренировки (наличие периода "втягивания" в тренировку); полнота и точность объяснения изучаемых движений и выполняемых упражнений; ярко выраженный контроль за качеством выполнения упражнений, собственных указаний и распоряжений; равномерный темп ведения тренировки; дисциплинирование спортсменов до ее нарушения (предупреждение этих нарушений); однообразный и устойчивый репертуар дисциплинарных воздействий; относительная бедность и стандартность средств общения; устойчивый (преимущественно спокойный) тон обращения к спортсменам.
Конструктивно-коммуникативный стиль деятельности присущ тренеру со слабой нервной системой. Его основные признаки: повышенная ответственность к подготовке и проведению тренировки; тщательность и детализация в подборе учебного материала; соответствие тренировки намеченному плану; повышенное внимание к организации команды в начале тренировки; удачный выбор своего места и рациональное перемещение в зале, на спортплощадке; усиленный контроль за правильностью выполнения упражнений, исполнения команд, соблюдение дисциплины; дисциплинирование спортсменов преимущественно в целях предупреждения нарушений; система индивидуальных заданий и поручений воспитанникам; интенсивное общение, обусловленное потребностью в установлении деловых, предварительно обдуманных взаимоотношений со спортсменами; ровный, спокойный тон обращения (преимущественно доброжелательный); избегание конфликтов в общении с ребятами.
Тренерам с сильной подвижной нервной системой рекомендуется быстро и четко организовывать спортсменов в начале тренировки, используя для этого разнообразные способы; сочетать объяснение двигательного действия с показом, объяснять несколько раз упражнение, как в целом, так и отдельные его элементы; при выполнении воспитанниками заданий делать больше индивидуальных замечаний, особенно спортсменам, кто плохо усваивает технику данного упражнения; в общение использовать наряду с распоряжениями, командами шутки, юмор, жесты, мимику; требовать выполнения всех своих распоряжений, добиваться дисциплины и порядка на тренировке; постепенно повышать темп тренировки в соответствии с закономерностями физиологической кривой, сдерживать увеличение темпа в первые минуты тренировки.
Материалы по педагогике:
Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала
Осмысление изучаемого материала у младшеклассников наступает при 100-200-кратном повторении изучаемого. Период осмысления надо растягивать на довольно длительное время, может быть, на несколько недель или месяцев. Однако повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того же учебног ...
Фонетико-фонематические нарушения в структуре дефекта при стертой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии выражаются в искажениях, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии фонетико-фонематические нарушения и просодичес ...
Влияние компьютерных игр на развитие
Компьютерные игры способны вызвать психологическую зависимость. Особенно опасны они для школьников и молодых людей с неокрепшей еще психикой. Различное влияние компьютерных игр на психику индивида объясняется так же специальными приемами, которыми обычно пользуются разработчики компьютерных игр. Та ...