«Образ педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе большие требования. Грядут серьезные изменения. И в первую очередь должен меняться педагог. Современному образованию нужен новый педагог, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. И в связи с этим каждый педагог сегодня должен серьезно осознать необходимость самосовершенствования. А самым первым и самым трудным шагом на этом пути является самопознание, умение и желание взглянуть на себя со стороны.
Общественные науки так определяют понятие «личность»: Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую дает себе сам человек.
Личность:
отличается самостоятельностью в поступках;
способна нести ответственность и решать проблемы;
контролирует поведение, обладает силой воли;
способна изменяться с течением времени.
Это определение как нельзя лучше подходит для того, чтобы охарактеризовать личность педагога.
Так какие же качества личности являются профессионально значимыми для педагогической деятельности? Для ответа на этот вопрос требуется тщательный анализ функций, которые задаются обществом и которые отражают внутреннюю структуру самой педагогической деятельности. Ответ на этот вопрос ищет область дидаскологии, которая называется профессиографией педагогического труда.
Профессиография - это описание и классификация существующих профессий по определенным критериям: педагогическим, психологическим, медицинским, экономическим, технологическим.
Традиционно особое внимание профессиография уделяет психофизиологическим характеристикам, которые требуют определенные профессии от индивидуальных особенностей личности. Эти требования фиксируются в профессиограммах (или психограммах).
Изначально изучение личности педагога велось: в области анатомо-физиологических характеристик, в области интеллекта, рецепторов, моторики, в научной организации труда, подготовки и повышения квалификации.
Исследования соматической, двигательной, интеллектуальной сфер дали обширный материал существующих требований к педагогической деятельности, о типичных профессиональных заболеваниях педагогов. Начало исследованиям положили высказывания Н.К. Крупской об учителе:
«В нашей темной стране учитель должен быть носителем просвещения вообще. Он не должен говорить «моя хата с краю». С темнотой и невежеством он должен бороться активно». Учитель должен знать и любить свой предмет, увлечь и заинтересовать своим предметом, нравственно отобрать главные факты для своего предмета, систематизировать их».
Важнейшим качеством педагога Крупская считала творческий подход к образовательному процессу. Недопустимы фальшь и неискренность, необходимо единство слова и поступка учителя: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем чуждый, презираемый ими человек».
Чрезвычайно важные наблюдения о профессиональных качествах личности учителя были получены Т.К. Маркарьяном. Им выделены следующие качества: способность не только понимать, но и чувствовать, предчувствовать мысли и поступки детей. А это возможно, если в процессе совместной деятельности учитель как бы трансформируется в детство, тогда учитель, отрешившись от психики, артистически быстро входит в мир и как бы становится ребенком. Умение предугадывать и предупреждать детские поступки есть преддверие искусства жить детьми.
Тогда же были выдвинуты и обоснованные требования к идеальному типу учителя (Левитов Н. Д., Прозоров Г. С., Кустов Р. В.):
определение предрасположенности к педагогической деятельности (задатки);
умение понимать запросы детей и сообразовывать профессиональные силы педагога с их потребностями;
Материалы по педагогике:
Организация опытно-экспериментальной работы по социализации детей с
нарушением слуха
Как показал теоретический анализ литературы, основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации – игра. Ведь любая совместна ...
Слом старой и становление новой системы музыкального образования
В Царской России вся система образования зиждилась на классовом и сословном отборе, а в ее организации значительное место принадлежало частной инициативе. Это полностью определяло судьбу музыкального образования, хотя в уставе консерваторий и значилось, что лица, служащие в консерватории, считаются ...
Образовательная
деятельность М.В. Ломоносова.Жизненный путь
Родина Михаила Васильевича Ломоносова — северная поморская Русь, деревня Денисовка на берегу Белого моря, близ г. Холмогор. М. В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в среде сильных, “видавших виды”, сметливых людей, хорошо знавших природу в её полярных проявлениях и часто общавшихся с путешест ...