Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме. Профессиональные требования в ней объединены в три взаимосвязанных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии педагога; специальные наработки по предмету (специальные). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей. В. А. Крутецкий выделяет среди них дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение, способность к распределению внимания и т. д. В структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности, включающей в себя интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.
Сторонники гуманистических тенденций в педагогике отмечают, что педагог - это не только профессия, суть которой - транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.
Говоря о значении педагогической деятельности, необходимо отметить актуальность рассмотрения такого аспекта педагогической профессии, как профессиональная компетентность. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей, а для того, чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Существуют квалификационные характеристики, которые нормативными моделями определяют компетентности педагога. Под компетентностями понимается свод обобщенных требований к преподавателю на уровне его теоретического и практического опыта.
Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через педагогические умения: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные.
Особое место в структуре личности педагога занимают профессионально-значимые качества личности: доброта, добросовестность, гибкость в отношениях с людьми, эмоциональная уравновешенность, сострадательность, заботливость и другие
Таким образом, преподаватель, являясь субъектом педагогического процесса, должен обладать многопараметрными качествами, быть готовым к конструированию совместной деятельности со студентами, вносить в ее содержание личностное отношение.
Исследование профессиональной дедукции у педагогов проводились в соответствии с поставленной целью дипломной работы.
Гипотеза исследования: Одной из серьезных проблем - специального образования является профессиональная дедукция педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Нередко талантливый педагог становится профессионально непригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из образовательного учреждения, меняют профессию.
Таким образом, психологическая поддержка педагогов в ситуации профессиональной дедукции должна стать приоритетной линией в работе психолога с педагогом. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым потом могут вырастать другие компоненты работы, к примеру, помощь в организации личностно-ориентированного обучения, психологическое просвещение и др. Без такого фундамента все остальные воздействия психологов, на наш взгляд, окажутся практически бесполезными, а в некоторых ситуациях могут вызвать агрессию со стороны педагогов.
База исследования:
В исследовании приняли участие преподаватели средних профессиональных заведений г. Краснотурьинска, состоящий из 40 педагогов с разной длительностью профессиональной деятельности.
Все испытуемые – женщины от 22 до 63лет. Средний возраст 39.6 лет
Имеют образование: 88% высшее, 12% среднее специальное.
Исследования проводились индивидуально и анонимно. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов. После проведения тестирования, данные тестов, были преобразованы в сводные таблицы, которые в свою очередь и позволили сделать окончательные выводы о результатах работы.
В исследовании использовались следующие методы:
методика исследования эмоционального состояния (по В.В. Бойко);
Материалы по педагогике:
Результаты наблюдений за тренировочными занятиями боксеров и последующего
собеседования с тренерами
Результаты наблюдений за традиционными тренировками по боксу показали соотношение (по времени) использования тренерами продуктивных и репродуктивных методов (рис. 2). В ходе собеседования тренера ответили на вопрос: «Почему же, несмотря на ряд достоинств, проблемное обучение не имеет большого распр ...
История становления и развития кооперативного образования в России
Возникновение и развитие кооперативного образования берет свое начало из самой природы кооперативных отношений, в которых с момента их зарождения вырабатывалась привычка к совместному труду, развивалось чувство солидарности. Основные принципы, на которых строилось здание российской кооперации, изна ...
Исследование методов и средств, используемых учителем по формированию
знаний по физической культуре у школьников
Организация исследования проходила на базе МКОУ НОШ с. Ленинское, в период с 31 января 2012 года по 17 марта 2012 года. Участие принимали школьники 4А и 4Б классов, общее количество респондентов – 12 человек. Для исследования средств и методов по формированию системы знаний в сфере физической культ ...