По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.
В зависимости то стажа профессиональной деятельности респонденты были разделены на три группы: от 0 до 5 лет стажа - 26 % респондентов, от 5 до 10 лет - 27 %, свыше 10 лет стаж у 47 % педагогов.
Рис. 2 - Распределение респондентов в зависимости от стажа работы
Из числа специалистов, принявших участие в исследовании, 23 % полностью удовлетворены условиями труда, 40 % - скорее удовлетворены; 14 % - скорее не удовлетворены условиями труда. Полностью неудовлетворенны условиями труда 12 % респондентов, 11 % опрошенных затруднились ответить на вопрос.
Рис. 3 - Распределение респондентов в зависимости от удовлетворенности условиями труда
На вопрос анкеты о степени удовлетворенности размером зарплаты ответы распределились следующим образом. Из опрошенных полностью удовлетворен размером заработной платы 21 %; скорее, удовлетворены - 23 %; затруднились ответить - 10 % респондентов; скорее не удовлетворены – 35 %; полностью не удовлетворены размером зарплаты - 11 % принявших участие в опросе работников средне-специальных учебных заведений.
Рис. 4 - Распределение респондентов в зависимости от удовлетворенности уровнем заработной платы
Престижной профессию педагога считают только 41 % респондентов; скорее, престижной ее считают 28 %; считают профессию скорее не престижной - 17 %. Затруднились ответить на вопрос 11% опрошенных. Только три процента респондентов считают, что профессия педагога не престижна.
Рис. 5 - Распределение респондентов в зависимости от мнения о престижности профессии педагога
Большая часть респондентов удовлетворена отношениями в коллективе (51 %) или, скорее, удовлетворена (23 %). Полностью не удовлетворены отношениями в коллективе 10 % специалистов. Затруднились ответить на поставленный вопрос 8 % опрошенных.
Материалы по педагогике:
Специфика делового общения
Каждый человек в процессе жизнедеятельности выполняет множество функций: служебные, семейные, в ходе реализации которых складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Это обуславливает наличие разных видов общения: личностное, деловое и т.д. Деловое общение определяется как ви ...
Деловая игра как метод исследования в психологии
Для психологического исследования оказывается крайне важным тот факт, что в деловых или имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней в ее существенных компонентах. Игра (определенный класс деловых игр) воспроизводит взятые из действи ...
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11–12 до 14–15 лет). В этот короткий по а ...