Уникальной стала педагогическая технология А.С. Макаренко.Теоретической основой ее выступила разработанная им концепция коллектива.
Ф.А. Фрадкин выделяет следующие этапы педагогической технологии А.С. Макаренко:
Первый этап — усвоение воспитанниками требований, которые предъявляет учитель, являющийся в концепции Макаренко носителем прогрессивных ценностей и мировоззренческих установок. Важнейшие из них следующие: уважение к личности другого человека, сохранение чувства собственного достоинства, создание условий для развития личности. Каждый, кто не принимал эти требования, имел право покинуть колонию и коммуну.
На втором этапе названные требования должны быть приняты активом коллектива, задача которого — ввести их в сознание и поведение колонистов и коммунаров.
Отличительная особенность третьего этапа — интериоризация требований всеми членами коллектива.
Четвертый этап характеризуется усвоением норм и ценностей и неуклонным следованием им.
Важнейшими элементами педагогической технологии выступили открытые А.С. Макаренко тон и стиль, традиции, складывающиеся в коллективе. Характерными признаками правильного стиля и тона, по Макаренко, являлись: постоянная бодрость и подтянутость (то, что воспитанники выразили в лозунге: «Не пищать!»), деловитость и точность в работе, спокойная уверенность в своих силах, радостное, оптимистическое отношение к жизни. Традиция для Макаренко — это «фонд коллективных ценностей», создающих определенную «индивидуальность» коллектива. Главная задача педагога, — отмечал А.С. Макаренко, — не «выдумывать» и навязывать коллективу те или иные традиции, а воспитывать их и сохранять».
Следует выделить еще один, пожалуй, основной элемент педагогической технологии А.С. Макаренко — производительный труд детей. Однако «труд как воспитательное средство, — говорил Антон Семенович, — возможен только как часть общей системы» и «без идущего рядом образования не приносит воспитательной пользы».
Проведенные ретроспективные исследования позволили выделить важнейшие характеристики педагогических технологий. Ведущей из них является концептуальное обоснование. Основу тех или иных педагогических технологий составляют концептуальные идеи, определяющие содержание, способы взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, виды деятельности.
Историко-педагогический анализ позволяет выделить факт связи педагогической технологии с личностью ее создателя. Наиболее мощные изначально строились как объективированные, дистанцированные от автора (например, технология традиционного обучения).
Педагогические технологии, вобравшие в себя личностные особенности и качества их создателей, как правило, умирали вместе с ними (А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский). Наконец, каждая технология формируется, функционирует' и развивается в контексте определенных предпосылок: социально-исторических, социокультурных, когнитивных, экономических, т. е. предполагается «существование закономерностей, определивших порядок и направленность становления и развития педагогической технологии» (Ф.А. Фрадкин).
Особо пристальное внимание исследователей историко-педагогического знания направлено к периоду 20-х — начала 30-х гг. XX в. Именно в эту эпоху в педагогической науке и образовательной практике сложилась уникальная ситуация, характеризующаяся плодотворными творческими поисками, множеством научных педагогических школ и направлений, созданием конструктивных педагогических технологий для решения воспитательно-образовательных задач, развитием повсеместной экспериментальной работы в области обучения и воспитания.
Три из описанных ниже педагогических технологий, основанных па различных концептуальных идеях, иллюстрируют уникальные способы организации детской жизнедеятельности, варианты конструирования высоко гуманистических способов общения «педагог - воспитанник», примеры организации окружающей среды, включения ее в педагогический процесс.
В начале 20-х гг. складывается педагогическая технология С.Т. Шацкого, воплощенная им в Первой опытной станции по народном образованию.
Концептуальные основы этой технологии были сформулированы ученым еще в дореволюционный период его творчества и воплощены в следующих принципах учебно-воспитательной работы: «В центре жизни школы не книжные знания, а трудовая деятельность», «Не дети для школы, а школа для детей», «Воспитывать не для будущего, а для настоящего», «Революция школьного образования — это прежде всего революция в подготовке образованного учителя», «Жизнедеятельность ребенка, а не «прохождение» учебных дисциплин должна находиться в центре внимания учителей». В 20-е гг. СТ. Шацкий в своей творческой деятельности акцентирует внимание на важности включения ре бенка в преобразование среды для того, чтобы изменившаяся среда, в свою очередь, оказывала воспитывающее влияние на него. Отсюда важнейший элемент в технологии Шацкого — общественно полезная деятельность детей, направленная на изменение окружающей социокультурной среды.
Материалы по педагогике:
Характеристика программы и её коррекция после констатирующего исследования
На основе результата констатирующего исследования, была разработана программа занятии для закрепления позиции бережного отношения ко всему живому. Программа занятий для закрепления позиции бережного отношения ко всему живому
. «Мои отношения с разными формами жизни» Пояснительная записка В последне ...
Игровые формы
занятий
Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор. Формы проведения внеклассных занятий и приемы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду тре ...
Изучение уровня сформированности
дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения «Крепыш» г. Сургута в 2009-2010 году. В эксперименте принимали участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста – группа «Капитошка» и группа «Ромашка». Педагогический эксперимент состоял их трех этапов: кон ...