Особенно важно здесь применение по возможности равных по своей трудности мер выявления знаний, когда на уроке проверяются знания всех или многих учащихся класса. Применение в этих случаях такой меры облегчает сравнение уровня данных знаний у разных учащихся, а это в свою очередь позволяет правильнее судить об уровне знаний всего класса по данным программным вопросам. Равную по трудности меру выявления знаний учащихся легче всего применить при письменной проверке. Некоторые виды этой проверки уже по самому своему характеру дают учителю такую меру, даже более того: дают ему совершенно единую меру. В большинстве же случаев учителя предпочитают пользоваться заданием с одним или несколькими вариантами. Если эти варианты равнотрудны, то интересы проверки от этого не страдают, если же они различны по трудности, то качество проверки ухудшается.
Перейдём ко второму принципу проверки – её регулярности, под которой мы понимаем равномерность и достаточную частоту.
В основе принципа регулярности проверки знаний учащихся лежит указанная закономерность: чем регулярнее проверка, тем сильнее проявляется вторая её специфическая функция – воспитывать и укреплять у учащихся чувство ответственности за свой учебный труд, дисциплинированность их в этом труде. Отсюда и значение данного принципа. Только следуя ему, можно практически эффективно реализовать эту важную специфическую функцию проверки и тем существенно поднять уровень всего процесса обучения в целом. Только такая проверка может держать учащихся в состоянии постоянной деловой напряженности, не позволяя им ослаблять свою волю к учению. Наоборот, стоит допустить нерегулярность в этом деле, как учащиеся в одни периоды будут перенапрягаться от усилий, а в другие будут чувствовать себя свободными от ответственности за своё учебное дело; большое напряжение быстро сменяется у них малой деловой активностью, граничащей с бездельем. Регулярная проверка, приучая учащихся к постоянному учебному труду, тем самым будет предохранять их от перегрузки, весьма частой спутницы нерегулярности в работе ученика.
Кроме того, регулярность проверки является одним из существенных условий выработки у учащихся спокойного отношения к проверке, что очень важно для правильности её результатов. И, наконец, чем регулярнее проверяют ученика, тем скорее он овладевает соответствующими умениями и навыками. Очень важно и тщательное планирование проверки как необходимое условие её регулярности.
Остаётся рассмотреть вопрос о применении в проверке знаний учащихся таких общих принципов обучения, как принцип активности учащихся в процессе обучения, принцип сознательности их в этом процессе и принцип индивидуального подхода к учащимся. В тесной связи со специфическими принципами проверки названные общие принципы обучения составляют те руководящие начала, следуя которым только и можно создать эффективную методику проверки знаний учащихся.
Виды, методы и формы проверки вообще и, в частности, по физике.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Она позволяет установить достоинства и недостатки в знаниях и умениях учащихся и на их основе управлять учебным процессом, совершенствуя методы и виды работы учителя и ученика. Правильно осуществляемая проверка позволяет уменьшить учебную нагрузку школьников, так как ориентирует их на усвоение главного в учебной информации, что позволяет разгрузить их память от второстепенных сведений.
Таким образом, для наибольшей оптимальности необходимо некое упорядочивание проверочной деятельности, приведение в систему видов, форм и методов проверки.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устная, письменная, практическая и графическая. Иногда последнюю включают в первые два метода (устную и письменную), и тогда выделяют три метода: письменный, устный и практический. Но в курсе физики большое внимание уделяется формированию умений читать и строить графики зависимости между физическими величинами, следовательно, графический метод для предмета физики является необходимым.
Материалы по педагогике:
Фундаментальные науки в системе высшего образования
Интеграция Болонского процесса в систему образования Украины принесла множество изменений. Первое и самое главное - внедрение независимого тестирования для школьников, а также упрощение системы уровней выпускников вузов. Но это только те изменения, которые видны для всех. На деле Болонский процесс ...
Организация труда учащихся в процессе подготовки к занятиям
Подготовка учителя к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям - это начальный этап и весьма ответственный момент любой конкретной педагогической деятельности. В эти часы учитель занят изучением соответствующих материалов, выбирает ориентировочную основу деятельности, тщательно ее разрабатывае ...
О выразительности образов и их влиянии на сознание
Каждый носит в глубинах своей Личности, в своей душе и сердце, мир «несказанного», невыразимого словом и образом. И эту невыразимость, неспособность до конца высказать мысль и чувство словом гениально выразил Ф.И. Тютчев в стихотворении «Silentium!» («Молчание!») Другому как понять тебя? Поймёт ли ...