Цели и функции контроля

Страница 6

На уроках физики устная проверка знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальной устной проверке за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определённому вопросу или группе вопросов. Фронтальную устную проверку учителя используют для выяснении готовности класса к изучению нового материала, для определения сформированности понятий, для проверки домашних заданий, для поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разработанного на уроке. Цель, которую ставит учитель при организации фронтальной проверки, определяет её место на уроке, а объём, глубина и полнота проверяемого материала – время, отводимое на проверку.

Индивидуальная устная проверка позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащегося. Эта форма проверки используется для текущего и тематического учёта. Её содержание составляет учебный материал, который учащиеся должны изложить в виде развёрнутого рассказа с применением выводов, доказательств, математических выкладок, с вычерчиванием схем и графиков, с анализом рассматриваемых физических явлений, с постановкой эксперимента. Вопросы, задаваемые учащимся при индивидуальной устной проверке, предполагают развёрнутый ответ с использованием математического аппарата, умение использовать знания в учебной практике.

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Её специфическая особенность – большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить равенство меры выявления знаний. Для письменной проверки можно выбрать общую для всех школ систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки.

Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе её осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся, в ограниченности её содержания.

Письменная проверка на роках физики может проводиться в форме физических диктантов, а также контрольных, самостоятельных и проверочных письменных работ. Физические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательности выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента. Физические диктанты представляют собой перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ. Объём диктантов, их количество, последовательность определяются особенностями проверяемой темы курса физики, её учебными задачами, возрастными особенностями учащихся. Диктанты снимают часть нагрузки с других форм проверки знаний.

Контрольные работы по физике проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определённого типа по данной теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют как текстовые, так и экспериментальные задачи. Контрольные работы – обязательная и систематическая форма проверки и учёта. Их следует проводить по основным темам школьного курса физики.

Формы графической и практической проверки встречаются на практике, к сожалению, намного реже двух вышеназванных. Более того, метод графической проверки из всех методов проверки знаний наименее разработан в нашей литературе. Что касается практической проверки, то здесь можно отметить несколько особенностей этого метода. Практический – наилучший метод, с помощью которого учитель может установить, насколько данный учащийся умеет применять полученные им знания на практике. Заставляя учащихся применять усвоенные ими знания в своей учебно-трудовой практике, эта форма позволяет вернее всего выявить правильность и степень сознательности их усвоения учащимися. По широте применения метод практической проверки уступает предыдущим. Те могут применяться по всем предметам, этот только по тем, которые имеют дело с материальными объектами и явлениями, доступными учащимся не только для созерцания, но и для активных действий с ними. Вместе с тем этот метод менее экономен во времени, чем устная или письменная проверка. И, наконец, практические проверочные работы учащихся – единственный метод, который требует определённой материальной базы. Этими "минусами", вероятно, можно объяснить сравнительно небольшую распространённость данного метода проверки в школах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Материалы по педагогике:

Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной ...

Условия формирования креативно-мыслящей личности в процессе преподавания предмете «Технология»
В толковом словаре креативный означает – творческий, созидательный, новаторский. Креативность – это способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту в котором он находится. Таким продуктом может быть, например, идея, музыкальное произведение, рассказ, нова ...

Результаты наблюдений за тренировочными занятиями боксеров и последующего собеседования с тренерами
Результаты наблюдений за традиционными тренировками по боксу показали соотношение (по времени) использования тренерами продуктивных и репродуктивных методов (рис. 2). В ходе собеседования тренера ответили на вопрос: «Почему же, несмотря на ряд достоинств, проблемное обучение не имеет большого распр ...

Навигация