Культура делового общения в системе профессиональной культуры личности

Материалы о педагогике » Формирование культуры делового общения » Культура делового общения в системе профессиональной культуры личности

Страница 2

Культуру специалиста Н. Б. Крылова видит в сформированности следующих составляющих:

- система знаний и интересов , определяющих кругозор личности;

- система убеждений, образующих мировоззренческий уровень;

- система умений и развитых на их основе способностей, проявляющихся в практической деятельности;

- система индивидуальных норм поведения и освоенных методов деятельности;

-система социальных чувств, образующих уровень эмоциональной культуры.

Эти положения характерны для понимания культуры специалиста любого профиля.

Культура делового общения - одна из основных составляющих профессиональной культуры, культуры специалиста. Мы определяем культуру делового общения как систему знаний, ценностей, образцов поведения, характерных для ситуаций делового взаимодействия, и умение органично реализовывать их на практике с целью достижения результатов совместной деятельности.

На основании вышесказанного мы представляем культуру делового общения в неразрывном единстве составляющих её компонентов, каждый из которых включает в себя комплекс сформированных знаний, умений, личностных характеристик.

В предыдущей главе мы определили структуру и дали характеристику процессу делового общения. Выделение же культуры делового общения как объективно существующего феномена, предполагает, кроме вышеобозначенных компонентов аксиологический и нормативно-поведенческий.

Любой процесс, рассматриваемый с культурологический позиций, приобретает новое звучание благодаря включению в его содержание ценностных аспектов.

Аксиологический компонент культуры делового общения представлен системой ценностей и приоритетов личности, обуславливающих поведение и выбор целей деятельности и средств их достижения. Одно из определений культуры гласит: «Личностная система осознаваемых как ценности самим индивидом и ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памяти и т.д., полученных в процессе воспитания и образования». В этом смысле говорят о нравственной, эстетической, политической, бытовой, профессиональной, гуманитарной, научно-технической, технологической культуре личности.

Нормативно-поведенческий компонент культуры делового общения предполагает знание норм и правил поведения в ситуациях делового общения, организацию взаимодействия в соответствии с этими нормами. Этот компонент подробно рассмотрен нами в элективном курсе«Культура делового общения».

Культура делового общения как интегральный показатель творческого начала поведения и деятельности складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих, вычленить которые можно лишь в исследовательских целях.

Формирование культуры - длительный, динамичный процесс. Отдельные его компоненты закладываются еще на ранних стадиях жизнедеятельности. Наибольшая активность проявляется в период овладения профессиональной деятельностью, а именно в период обучения в профессиональных учебных заведениях, непосредственно на производстве.

Высшая школа готовит выпускников к разнообразной творческой деятельности: профессиональной, социально-культурной, общественной, закладывает не просто конкретные знания определенного диапазона и объема, а фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Создавая культурный потенциал будущего специалиста, она определяет способ его жизнедеятельности и социального бытия. Зависимости уровня и особенностей культуры, деятельности и образа жизни специалиста могут меняться во времени, в конкретных видах и сферах его социальной практики. Однако их реальная взаимосвязь – постоянно действующий фактор развития личности, во многом определяемый качеством вузовской подготовки. Поэтому уже на этапе вузовской подготовки необходимо создавать необходимые условия для формирования профессиональной культуры личности.

Понимание важности культуры делового общения для успешности профессиональной деятельности специалиста любого профиля обусловило необходимость теоретического рассмотрения проблемы, что послужит фундаментом для практической реализации поставленных целей.

Социально-экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, выдвинули новые требования к профессиональной подготовке специалиста. Современный специалистов производства должен владеть основами предпринимательской деятельности для работы в качестве наёмного работника и, тем более, для организации собственного дела. В учебном процессе технических вузов недостаточное внимание уделяется формированию культуры делового общения, т. е. коммуникативному аспекту предпринимательской деятельности.

Страницы: 1 2 

Материалы по педагогике:

Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» – искусство, мастерство, ремесло и «логос» – наука. Технологией обычно называют процесс переработки исходного мате ...

Специфика учебной мотивации и особенности ее формирования
Учебная мотивация, как и любая другая, является системным, иерархически структурированным образованием и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная мотивация основывается на потребности — психическом состоянии, что характеризуется познавательной активностью ребенка, ее ...

Социализация как социально-педагогическое явление
О понятии «социализация» В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, ко ...

Навигация